Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Стартер

На двигателе ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 всех модификаций устанавливается стартер СТ-103 (рис. 104). Проверку и регулировку стартера лучше всего производить на специальном контрольно-испытательном стенде мод. 2214. Однако возможна проверка стартера и без стенда. Стартер после очистки от пыли и грязи проверяется на двух режимах работы: на холостом ходу без нагрузки и при полном торможении. В первом случае измеряется напряжение на клеммах стартера, потребляемый ток и число оборотов вала; во втором случае измеряется момент, который нужно приложить, чтобы удержать якорь стартера от вращения. Указания по проверке стартера на стенде изложены в инструкции, прилагаемой к стенду мод. 2214. При отсутствии стенда стартер можно закрепить в тисках.

Для испытания на холостом ходу необходимы вольтметр постоянного тока со шкалой до 30 В, амперметр постоянного тока с на-

для среднего подшипников. После развертки через отверстия под масленки 25, 14, 9 сверлят отверстия диаметром 5,8 мм под фильц и снимают заусенцы. В якоре реле при помощи контрольной лампы убеждаются в отсутствии замыкания обмотки якоря на пакет железа. Для этого подсоединяют один наконечник от лампы к пакету железа, другой к каждой из ламелей якоря. Лампа гореть не должна.

На отсутствие межвитковых замыканий якорь следует проверять на индукционном приборе ППЯ-5. При обнаружении межвитковых замыканий или замыкания обмотки на пакет якорь заменяют. Якорь также подлежит замене, если провода выступают из пазов якоря. Это свидетельствует о разносе обмотки. Коллектор якоря с подгоревшими местами и выступающей слюдой между пластинами необходимо проточить с последующей шлифовкой мелкой стеклянной шкуркой. Биение коллектора относительно опорных шеек вала не должно превышать 0,05 мм. Коллектор при ремонте может быть проточен до диаметра 56,0 мм. Коллектор диаметром менее 56 мм ремонту не подлежит, а заменяется новым.

мм. При этом биение его относительно вала якоря не должно превышать 0,15 мм. Поврежденные бандажи якоря подлежат замене. Новые бандажи изготавливают из стальной луженой проволоки. На крайние бандажи наматывается по 10—11, на средние по 7—8 витков. Каждый бандаж обжимают пятью скобами. Начало и конец проволоки должны находиться под скобой. После намотки новый бандаж следует пропаять припоем. Биение железа якоря относительно шеек вала не должно превышать 0,15 мм.

в реле привода стартера проверяют исправность втягивающей и удерживающей обмоток при помощи омметра. Схема включения омметра показана на рис. 106. Сопротивление исправной втягивающей обмотки должно быть 0,7—1,1 Ом, удерживающей 4,2— 5,8 Ома при температуре 20° С. Значительное отличие величины сопротивлений от указанных свидетельствует или о межвитковых замыканиях в обмотках или о замыкании на корпус. В этом случае реле статера заменяют.

Для осмотра контактной системы реле необходимо отвернуть четыре винта крышки реле и снять крышку. При этом надо следить за тем, чтобы выводной конец втягивающей обмотки не был поврежден. Рабочие поверхности контактных болтов и диска должны быть чистыми, без значительных подгораний. В случае подгорания контактных поверхностей болтов их следует зачистить напильником и заполировать мелкой стеклянной шкуркой. При значительном износе контактных поверхностей болты следует развернуть в гнездах на 180°.

Контактный диск при глубоком выгорании контактной поверхности следует переставить другой стороной. При износе обеих сторон диск заменяют. Диск должен быть замкнут на корпус. Это легко проверить контрольной лампой.

Детали механизма привода не должны иметь механических повреждений и должны обеспечивать свободное перемещение шестерни привода по ленточной резьбе вала якоря. Шестерня привода не должна иметь сколотых зубьев и забоин, в противном случае шестерня заменяется. Износ зубьев допускается до длины зуба 26 мм. Барабан с выработкой упорной площадки (под палец включающего рычага) в косом пазу или с разрушением пайки торцовых стенок также подлежит замене.

В процессе эксплуатации стартера возможны износ или разрушение поводка упорного кольца и его сухарей. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене. Щетки заменяются при наличии трещин, сколов и других механических повреждений, а также при износе до высоты 14 мм. Сборка стартера. На вал 6 (см. рис. 104) со стороны коллектора надевают фибровую шайбу, а со стороны привода держатель среднего подшипника 13, упорные шайбы, барабан 3 в сборе, шестерню 5 с поводком 4 и пружиной, устанавливают упорное кольцо 7 с сухарями и чашкой, предохраняющей сухари от выпадания. Шлицевую часть вала перед сборкой смазывают жировой смазкой 1-13 (ГОСТ 1631—61) с 3% коллоидного графита С-1 или С-2 (ГОСТ 5261—50).

Подсобранный якорь / вставляют в крышку 10, привертывают к крышке держатель среднего подшипника 13, вставляют палец включающего рычага 11 в косой паз барабана 3, устанавливают в корпус 2 стартера крышку 10 в сборе с якорем, крышку 23 и стягивают крышки двумя стяжными болтами. Следует обратить особое внимание на затяжку этих болтов, так как большинство неисправностей в стартере чаще всего происходит из-за ослабления стяжных болтов. После затяжки якорь 1 должен легко вращаться от руки. Далее устанавливают щетки в щеткодержатели и привертывают к щеткодержателям выводы обмотки возбуждения и наконечника щеточных канатиков. Необходимо следить, чтобы щетки свободно перемещались в щеткодержателях, а щеточные пружины упирались в середины щеток. Затем надевают защитную ленту 26, затягивают винты ее крепления, устанавливают реле, соединяют его перемычкой с болтом на крышке со стороны коллектора, вставляют и зашплинтовывают палец, соединяющий тяги 12 реле с включающим рычагом И. Регулировка реле стартера. Правильно отрегулированное реле должно обеспечить замыкание контактов и начало вращения якоря только после полного введения шестерни стартера в зацепление с венцом маховика. Регулировка момента включения стартера производится следующим образом. К положительному полюсу аккумуляторной батареи 2 (рис. 107) и к медному болту реле присоединяют контрольную лампу 3 напряжением 24—36 В; отрицательный полюс батареи соединяют с корпусом стартера. Обмотки реле через кнопку 4 подключаются к положительному полюсу батареи. Устанавливая между шестерней 9

и упорным кольцом 10 на валу стартера поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм (размер а) и включая стартер, по загоранию лампы определяют правильность регулировки реле. При прокладке толщиной 16 мм контакты 5 и 6 не должны замыкаться и лампочка 3 не должна гореть, при прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться и лампа гореть. Если регулировка не обеспечивает выполнение указанных условий, необходимо произвести подрегулировку винтом 8 тяги, ввернутым в якорь реле. В случае слишком позднего замыкания контактов реле (лампа не загорается с прокладкой 11,7 мм) регулировочный винт необходимо вывернуть из якоря, в случае раннего замыкания (лампочка горит с прокладкой 16 мм) ввернуть. Для ввертывания или вывертывания винта следует расшплинтовать палец и отсоединить тяги реле от управляющего рычага. После окончания регулировки провод от стартера присоединяют к реле и отсоединяют лампу, при помощи которой контролировалось замыкание контактов реле.

Реклама