Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Коленчатый вал

50 А и концентрации ферромагнитного порошка в суспензии 25—30 г/л. Для контроля на отсутствие трещин используют водную магнитную суспензию следующего состава {г на 1 л воды)

Емкость бачка дефектоскопа для магнитной суспензии должна быть 50—60 л. Непосредственно перед контролем в магнитную суспензию добавляется 200 г магнитного порошка, а суспензия тщательно перемешивается. В процессе использования магнитной суспензии ее необходимо периодически обогащать магнитным порошком ежесменно добавлять 5 г порошка в расчете на 1 л суспензии. Суспензия должна содержаться в чистоте, загрязнения ее жирами и нефтепродуктами (маслом, керосином и др.) недопустимы. Замена суспензии должна производиться по мере ее загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. При проверке все контролируемые поверхности вала поливают суспензией в течение не менее 30 с. Через 10 с после окончания поливки намагничивающий ток выключают. При наличии трещин и других дефектов магнитный порошок откладывается на проверяемой поверхности в виде рисок или полос. Продольные волосовины и мелкие единичные неметаллические включения допускаются: на шейках под шкив, передний сальник, передний противовес и шестерню не более трех длиной не более 3 мм на каждой шейке носка; на шейке под задний сальник и маховик не более четырех длиной не более 4 мм без выхода на торец задней коренной шейки под упорный подшипник; на коренных шейках не более трех длиной не более 3 мм на расстоянии от торцов каждой коренной шейки не менее 12 мм и от масляных каналов не менее 13 мм. Не допускаются дефекты на шатунных шейках, на галтелях шеек, на поверхностях масляных каналов, и неметаллические включения и волосовины, расположенные под углом более 20° к оси вала. При наличии трещин, превышающих указанные по количеству или размерам, следует определить их глубину путем расшлифовання бормашинной и обезжириванием с последующим контролем вала на магнитном дефектоскопе. Неглубокие трещины и волосовины выводят последующей перешлифовкой на ближайший ремонтный размер. Мелкие трещины в местах раззенковки смазочных каналов коренных и шатунных шеек выводят местной разделкой отверстий радиусом до 3 мм, не превышающем 5 мм от кромки отверстия с сохранением плавных переходов поверхностей. Вал подлежит замене, если трещину или волосовину не удается вывести перешлифовкой на ремонтный размер.

Коленчатые валы с прижженными шейками проверяют на магнитном дефектоскопе только после шлифовки шеек на ремонтные размеры с обязательной проверкой твердости шеек. Твердость шеек должна быть в пределах HRC 45—62.

мм.

Номинальные и допустимые без ремонта вала размеры приведены в табл. 5. При износах, превышающих допустимые, шейки под шкив, передний сальник, шестерню, задний сальник необходимо восстанавливать методом хромирования с последующей обработкой до номинальных размеров.

паз следует устанавливать ремонтную шпонку, изображенную на рис. 19, изготовленную из стали 35 ГОСТ 1050—60 и закаленную до твердости HRC 40—50. Заусенцы и острые кромки на шпонках не допускаются.

Прожоги, задиры, оплавления или трещины на коренных и шатунных шейках должны быть удалены перешлифовкой этих шеек на ремонтные размеры. Радиусы галтелей необходимо обеспечить в пределах 6_0,5 мм и полировать их до чистоты V 9. Проверку радиусов галтелей производят шаблонами согласно рис. 20. Галтели, выполненные с подрезами в, г и д, не допускаются. Во время перешлифовки коренных и шатунных шеек надо выдержать линейные размеры, указанные в табл. 6 и 7, от переднего торца задней коренной шейки до задних торцов коренных и шатунных шеек (рис. 21).

При перешлифовке торцов задней коренной шейки припуск необходимо снимать симметрично с каждого торца. Несоответствие линейных размеров данному ремонтному размеру шеек допускается, но сокращается общий ресурс вала. Перешлифованные валы не должны иметь отклонения от правильной геометрической формы более:

0,06 мм по биению средних коренных шеек относительно крайних; при большем биении допускается правка под прессом;

0,03 мм по разности биений соседних коренных шеек;

0,02 мм по биению торцов шатунной шейки относительно оси шатунной шейки;

0,02 мм по биению торцов задней коренной шейки относительно общей оси крайних коренных шеек;

0,015 мм по не параллельности осей коренных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек;

0,03 мм по не параллельности оси шатунных шеек относительно обшей оси крайних коренных шеек;

0,015 мм по овальности, конусности, вогнутости и бочкообразное™ коренных и шатунных шеек;

7.

Острые кромки масляных каналов коренных и шатунных шеек после каждой перешлифовки шеек на ремонтные размеры обрабатывают и полируют согласно рис. 22. При этом от оси отверстия на радиусе 10 мм допускается ослабление диаметра коренной шейки на 0,005 мм.

На шейке под передний сальник допускается устанавливать ремонтную втулку, изготовленную в соответствии с рис. 23 из стали 15ХГНТА ГОСТ 4543—61 и цементированную на глубину 0,9—1,2 мм до HRC 58—64. Неперпендикулярность торца Т относительно поверхности Д не должна превышать 0,05 мм. После перешлифовки валов на ремонтные размеры к номеру детали, расположенному на щеке вала, следует нанести клейма, указанные в табл. 8. Допускается шлифование коренных и шатунных шеек на разные ремонтные размеры, но для одного вала все коренные шейки, так же как и все шатунные, должны быть одной размерной группы. Например, при шлифовании вала на пятый ремонтный размер по шатунным шейкам третий ремонтный размер по коренным шейкам с перешлпфовкой задней коренной шейки по ширине на второй ремонтный размер вал должен иметь клеймо РШ5К32.

Категорически запрещается перешлифовка валов с номинальным диаметром коренных шеек ПО мм на диаметр 105 мм, а шатунных шеек 88 мм на диаметр 85 мм, так как перешлифовка валов с увеличенными диаметрами коренных и шатунных шеек на уменьшенные диаметры приведет к появлению микротрещин, деформации вала, уменьшению термообработанного слоя и, следовательно, к сокращению срока службы вала. Допускается ремонт изношенных шеек (кроме коренных и шатунных) методом хромирования.

Ослабление посадки штифтов крепления маховика в отверстиях заднего торца коленчатого вала требует дообработки отверстий вала согласно рис. 24. Плоскость, проходящая через оси отверстия Д3 и поверхности Д, должна совпасть с плоскостью переднего кривошипа; отклонение не должно превышать 0°10; непараллелытость осей отверстий Дч и Дя по отношению к общей оси крайних коренных шеек допускается не более 0,05 мм,а сами отверстия Д2 и Дз должны быть расположены с точностью 0,025 мм. Ремонтные штифты изготавливают в соответствии с рис. 25 из стали 45 по ГОСТ 1050—60 и закаливают до твердости HRC 30—37. Поверхности Д и Д должны быть концентричны; допускается отклонение не более 0,005 мм.

Состояние резьбы в переднем конце коленчатого вала проверяют калибром М24Х2 кл. 3. Допустимо ослабление не более четырех

5, средний диаметр резьбы 15,153—15,276 мм, внутренний не более 14,626 мм, наружный—16,010—16,250 мм, биение опорного торца головки болта относительно оси не более 0,08 мм, биение диаметра головки болта относительно оси резьбы не более 0,15 мм. На поверхности опорного торца головки и стержне болта подрезы, волосовины, забоины, окалины и другие дефекты не допускаются. Ремонтный болт на верхнем торце головки маркируют буквой Р. Под ремонтный болт необходимо нарезать новую резьбу. Средний диаметр резьбы должен быть 15,276—15,356 мм, внутренний — 14,626—14,876 мм, наружный не менее 16,250 мм. Рядом с ослабленными отверстиями на торце щеки вала следует поставить клеймо Р. Болты крепления противовесов следует затянуть (момент затяжки 18—20 кгс-м) и законтрить наваркой бобышки на противовес, как показано на рис. 27.

5. В гнездо запрессовывают до упора втулку

мм. Допустимо смещение шпоночного паза с диаметральной плоскости отверстия не более 0,12 мм. Для этого паза должна быть изготовлена ремонтная шпонка (рис. 29) из стали 35 ГОСТ 1050—60 и закалена до твердости HRC 40—50.

Рабочие поверхности зубьев шестерни коленчатого вала проверяются в соответствии с указаниями в разделе Шестерни привода агрегатов. Диаметр отверстия шестерни должен быть не более 72,035 мм, а ширина шпоночного паза—не более 10,075 мм. в посадочном отверстии шестерни допускаются продольные риски и царапины.

Диаметр

_ мм путем симметричного снятия припуска с обеих сторон. Ремонтная шпонка должна быть изготовлена согласно рис. 29. Вкладыши подшипников коленчатого вала при капитальном ремонте двигателя подлежат 100% замене. Новые вкладыши устанавливаются в соответствии с табл. 9. Номер ремонтного размера вкладыша должен соответствовать номеру ремонтного размера соответствующей шейки коленчатого вала. Клеймо ремонтного размера наносится на тыльной стороне вкладыша недалеко от стыка. Полукольца упорного подшипника коленчатого вала в связи с увеличением диаметра коренных шеек коленчатого вала с 105 до

мм (сечение Б— Б на рис. 31). В запасные части поставляются измененные полукольца, которые можно устанавливать на любой двигатель. Полукольца подлежат замене при их износе до толщины менее 7,35 мм. Если задняя коренная шейка коленчатого вала перешлифована по ширине на ремонтный размер, устанавливаются полукольца ремонтного размера. Номинальные и предельно допустимые размеры ремонтных полуколец приведены в табл. 10.

не более 0,03 мм на работавших полукольцах и не более 0,02 мм на новых. Заусенцы не допускаются края притупляются фаской или радиусом 0,3 мм. Шатун тщательно промывают, обезжиривают, прочищают масляные каналы и проверяют на отсутствие трещин на магнитном дефектоскопе в магнитном поле при силе тока 800 А. Методика проверки изложена выше. При наличии трещин шатун подлежит замене. При отсутствии трещин проверяют геометрические параметры шатуна. Состояние резьбы под шатунные болты проверяют калибром-пробкой М16Х1.5 кл. 2. Величина износа втулки верхней головки шатуна определяется индикаторным нутромером. Внутренний диаметр втулки допускается без ремонта до 50,08 мм. Если этот диаметр окажется больше, втулку необходимо впрессовать и проверить внутренний диаметр отверстия верхней головки шатуна (под втулку), который должен быть не более 56,04 мм. Проверку производят при ослаблении посадки и проворите втулки. Новую втулку запрессовывают с натягом 0,05—0,12 мм, пред смотрев припуск на обработку втулки по внутреннему диаметру.

Внутренний диаметр нижней головки шатуна проверяется после контрольной затяжки шатунных болтов (момент затяжки 17— 19 кгс-м). Предельно допустимый диаметр—до 92,98—93,05 мм, если среднее арифметическое диаметров в плоскости стыка и сечении, перпендикулярном стыку, не выходит за пределы 93,00— 93,021 мм.

мм. Правка шатуна не допускается. Допускается лишь исправление погнутых шатунов с отклонением от прямолинейности не более 1,0 мм подрезкой торцов верхней головки симметрично с обеих сторон.

При ремонте шатуна категорически запрещается установка крышки с другого шатуна; комплектность проверяют по меткам спаренностн. После окончания ремонта шатуна на одном из торцов верхней головки наносят клеймо соответствующего ремонта Р1, Р2, и т. д.

На шатунных болтах проверяют состояние резьбы калибром М16Х1,5кл. 3. При несоответствии резьбы или наличии трещин болты бракуют. Перед установкой болтов их смазывают графитовой смазкой. Затяжку начинают с длинного болта.

Одновременно с конструктивным увеличением диаметров шатунных шеек коленчатых валов с 85 на 88 мм аннулирована канавка в нижней головке шатуна (рис. 32). В связи с этим его взаимозаменяемость потеряна и номер шатуна 236-1004045-АЗ изменен на 236-1004045-Б. При установке в двигатель шатуна новой конструкции в комплекте с коленчатым валом старой конструкции, у которого номинальный диаметр шатунных шеек 85 мм, необходимо в толстостенном шатунном вкладыше сделать дополнительное отверстие Б согласно рис. 33. В настоящее время вкладыши в запасные части поставляются с учетом указанного изменения.

Реклама