Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Ремонт деталей коробки передач

Перед ремонтом все детали коробки передач промывают в щелочном растворе, обдувают сжатым воздухом, высушивают или протирают чистой ветошью. Особенно тщательно следует промыть масляные каналы картера и валов. Картер коробки передач. Основные места износа картера — это посадочные места под опоры валов и осей. В табл. 28 приведены диаметры отверстий в картере коробки передач. При срыве или износе резьбы в отверстиях под болты крепления крышек допускается нарезка резьбы большего диаметра с рассверловкой соответствующих отверстий в крышках. Шестерни коробки передач. Необходимость замены шестерен в коробке передач определяется следующими допустимыми по износу толщинами зубьев, замеренными зу-

бомером в нормальном сечении (рис. 134). Параметры зубьев приведены в табл. 29. В процессе эксплуатации на рабочих поверхностях зубьев шестерен может появиться питтинг. Шестерни допускается использовать для дальнейшей эксплуатации, если следы питтинга охватывают не более 15% рабочей поверхности зуба. При наличии на рабочей поверхности зубьев шестерни вмятин пли следов неравномерного износа ее следует заменить. Внутренние зубья зубчатых муфт ведущего вала и шестерен ведомого вала могут иметь износ по толщине зуба и по длине с тор-

ца включения. Скол торцов зубьев не допускается. Допускается износ по длине до 8,5 мм*

) допускается незначительное обмятие и износ до 1,0 мм без сколов закаленного цементационного слоя поверхности. Износ шестерни первой передачи и заднего хода ведомого вала по ширине выточки под вилку переключения допускается до 11,70 мм.

Износ посадочных отверстий шестерен ведомого и промежуточного вала допускается до размеров, указанных в табл. 30.

Износ ступиц по ширине шестерен второй, третьей и пятой передач ведомого вала допускается соответственно до 42,55; 43,55 и 39,75 мм.

Ведущий вал. Износ ведущего вала допускается до размеров, указанных в табл. 31. При наличии пнттинга, охватывающего более 25% поверхности гнезда под роликовый подшипник ведомого вала, ведущий вал подлежит замене. При проверке технического состояния ведущего вала следует обратить особое внимание на состояние маслоотводной трубки. Если трубка имеет следы повреждений или задиры, ее следует заменить новой, изготовленной из стали 45 (ГОСТ 1050—60) в соответствии с рнс. 135. Новую трубку запрессовывают до упора и проверяют биение наружной поверхности ее относительно гнезда под передний подшипник ведомого вала, которое не должно превышать 0,2 мм. Промежуточный вал изнашивается в основном по посадочным шейкам под подшипники и шестерни. Диаметры шеек промежуточного вала приведены в табл. 32.

Крышка подшипника ведущего вала подлежит замене, если спиральная маслосгонная канавка в хвостовике разрушена от соприкосновения с ведущим валом. Допускаются следы незначительного касания спирали без нарушения размеров, что случается из-за перекоса ведущего вала при поломке какой-либо другой детали коробки передач (поломка переднего подшипника ведомого вала, ослабление крепления картера сцепления к картеру маховика и др). Износ шейки под муфту выключения сцепления допускается до диаметра 54,6 мм.

Ведомый вал. Оценка технического состояния ведомого вала производится по параметрам, указанным в табл. 33. На поверхности шейки под шестерню второй передачи допускаются незначительные кольцевые риски и засветления без нарушения

рабочей поверхности долевых Лысяк. На рабочих поверхностях скольжения под шестерней первой передачи и заднего хода и под кареткой синхронизатора четвертой и пятой передач (на посадочных диаметрах шлицев) в процессе эксплуатации может появляться питтинг. Если питтинг охватывает более 20% рабочей поверхности посадочного диаметра шлицев, деталь подлежит замене. Износ шеек оси блока шестерен заднего хода допускается до следующих размеров: передняя опорная шейка до диаметра 25,960 мм; шейка под роликовые подшипники блока заднего хода до диаметра 31,93 мм; задняя опорная шейка до диаметра 32,00 мм. Распорную втулку шестерен второй и третьей передач ведомого вала при питтинге на поверхности перемещения каретки синхронизатора (на посадочном диаметре шлицев), охватывающем более 20% поверхности, следует заменить. Износ по остальным параметрам допускается до размеров, указанных в табл. 34.

На рабочих поверхностях втулок шестерен третьей и пятой передач допускаются незначительные кольцевые риски и засветления без нарушения рабочей поверхности долевых лысок. Износ наружных поверхностей допускается до диаметров: для втулки шестерни пятой передачи 67,80 мм, для втулки шестерни третьей передачи 77,80 мм.

мм (см. рис. 134), посадочного диаметра каретки этого синхронизатора до 96,075 мм, посадочного диаметра каретки синхронизатора четвертой и пятой передач до 50,060 мм, винтовой канавки на конусных поверхностях

колец синхронизаторов — не более 50%, пазов муфт синхронизаторов под вилки переключения по ширине до 11,70 мм. Износ боковых поверхностей шлицев определяется увеличением впадины. При ширине впадины более 14,20 мм каретку следует заменить. Скол торцов зубьев зубчатых муфт кареток синхронизаторов не допускается.

При заклинивании синхронизаторов из-за огранки шариков фиксаторов шарики заменяют. Для этого нужно срубить головки заклепок крепления колец и, выбив заклепки, вынуть кольца. Переместив каретку в крайнее правое положение относительно обоймы, через специальные отверстия в обойме заменяют шарики фиксаторов на двух противоположных рожках каретки. Затем, переместив каретку относительно обоймы в противоположное крайнее положение, заменяют шарики фиксаторов на двух других рожках. В фиксаторах синхронизаторов устанавливают шарики BV7, 938 мм Н (ГОСТ 3722—60). Кольца в обойме закрепляют новыми заклепками. При установке конусных колец и заклепок необходимо предохранить обойму от повреждений.

изготавливают из стали 40Х по ГОСТ 4543—71.

Износ упорной шайбы шестерки второй передачи ведомого вала допускается по толщине до 4,25 мм.

Замковая шайба шестерни пятой передачи ведомого вала имеет три группы по толщине: группа Г 6,942 — 7,00 мм; группа Д — 7,092 — 7,150 мм; группа Е — 7,292 — 7,300 мм.

Износ замковой шайбы по толщине со стороны шестерни пятой передачи допускается на 0,10 мм, а износ по толщине со стороны торцов шлицев ведомого вала на 0,20 мм. При установке на вал

упорной шайбы со следами износа ее нужно развернуть, т. е. поставить так, чтобы выработка от шестерни пятой передачи была направлена к переднему концу ведомого вала. Износ боковых граней выступов упорной шайбы допускается до ширины паза 14,5 мм. Такой износ происходит только в том пазу, в котором устанавливалась замковая шпонка. Поэтому при повторной установке шайбу следует устанавливать так, чтобы замковая шпонка вставала в новый, ранее не работавший паз. Износ замковой шпонки ведомого вала происходит только по толщине в месте соприкосновения ее с замковой шайбой. При износе шпонки до толщины 14,80 мм ее следует заменить. Износ шлицев фланца крепления карданного вала по ширине контролируется замером впадины. Предельно допустимая ширина впадины 9,2 мм. Износ шейки под сальник допускается до диаметра 69,70 мм. Возможные места износа верхней крышки коробки передач — отверстия под штоки вилок переключения; их износ допускается до диаметра 22,4 мм. Износ штоков, вилок, головок переключения передач допускается до размеров, указанных в табл. 35.

Перед установкой в коробку передач вилки и штоки подвергаются дополнительному контролю. Поверхности лапок вилок должны лежать в одной плоскости и быть перпендикулярны оси отверстия под шток с точностью до 0,2 мм. При необходимости вилки можно править. Непрямолинейность штоков допускается до 0,05 мм. При большей кривизне штоки рихтуют или правят на ручном прессе. Износ выемок штоков под шарики-фиксаторы и шарики замка проверяется двумя шаблонами. Радиус первого шаблона для выемок под шарики-фиксаторы для штока первой передачи и заднего хода— 3,0—3,2 мм с углом развала 110°, высота — 5,0—5,1 мм. Для штоков второй-третьей и четвертой-пятой передач радиус первого шаблона для шариков фиксаторов — 6,5—6,7 мм, высота — 3,0—

3,1 мм . Радиус второго шаблона для выемок под шарики замка всех трех штоков 5,0—5,2 мм, высота 2,75—2,90 мм. При просветах между шаблонами и плоскостью выемки, не превышающих 0,5 мм, штоки могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации. Износ круглого конца поводка переключения первой передачи и заднего хода допускается до размера 18,4 мм, паза под рычаг переключения по ширине до размера 20,00 мм, гнезда под ось — до диаметра 15,06 мм. В механизме переключения коробок передач ЯМЗ-236 и ЯМЗ-236П допускается износ сферического конца рычага переключения передач до 18,4 мм, сферического конца промежуточного рычага до 19,5 мм, отверстия под промежуточный рычаг головки штока до диаметра 20,20 мм.

В разделительной стенке картера механизма переключения коробок передач старого выпуска рядом со втулкой опоры вала вилки сверлят два отверстия диаметром 12 мм. На рабочих поверхностях рычага переключения передач ЯМЗ-23611 допускаются пзпосы: нижнего сферического конца до размера 18,4 мм, верхней шаровой опоры до 44,5 мм, канавки под стопор верхней шаровой опоры по ширине до 10,32 мм.

При проверке шариковых и роликовых подшипников качения коробки передач определяется состояние наружных и внутренних колец. Трещины и сколы не допускаются. Наиболее часто сколы происходят на наружных кольцах по канавкам под стопорное кольцо. При наличии питтинга на беговых дорожках внутреннего и наружного колец или на поверхности шариков или роликов подшипник необходимо заменить.

Реклама