Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Сборка и испытание коробки передач

Сборка коробки передач производится на том же стенде (см. рис. 128), что и разборка. Перед сборкой все детали коробки передач тщательно промывают, просушивают, каналы продувают ужатым

воздухом. Все трущиеся поверхности смазывают маслом. Сначала собирают крупные узлы.

Сборка ведущего вала. На ведущий вал 5 (рис. 136), пользуясь специальной оправкой и прикладывая усилие к торцу внутреннего кольца подшипника, напрессовывают до упора шариковый подшипник 4 в сборе со стопорным кольцом 3, зажимают вал в тисках, подложив мягкие подкладки, завертывают до отказа кольцевую гайку 2, а затем раскернивают ее в паз на валу. Вращение наружного кольца подшипника 4 должно быть свободным, без заедания.

Сборка ведомого вала. На вал 14 надевают упорную шайбу 15, шестерню 16 второй передачи, ставят две сегментные шпонки и напрессовывают до упора распорную втулку 17 синхронизатора второй и третьей передач. Распорная втулка своим кольцевым срезом должна быть обращена в сторону переднего конца ведомого вала. Вращение шестерни второй передачи на валу должно быть легким, без заеданий.

На распорную втулку устанавливают синхронизатор 18 второй и третьей передач коротким концом каретки в сторону шестерни второй передачи. Синхронизатор должен свободно, без заеданий перемещаться по шлицам распорной втулки. При ремонте следует иметь в виду, что синхронизатор второй и третьей передач ранее выпускавшихся коробок передач ЯАЗ-200 (двухтактных двигателей ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206) имеет такие же посадочные размеры, что и синхронизатор второй и третьей передач ЯМЗ-236 всех модификаций (четырехтактных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238), но невзаимозаменяем, и такая замена их не допускается. Этот синхронизатор не обеспечит полного зацепления зубьев муфт и качественного процесса синхронизации, что приведет к преждевременному выходу из строя как самого синхронизатора, так и деталей, работающих в паре с ним. Затем напрессовывают до упора втулку 19 шестерни третьей передачи так, чтобы конец шпонки вошел в паз втулки, надевают на втулку шестерню 20 третьей передачи, напрессовывают до упора втулку 27 шестерни пятой передачи, следя за тем, чтобы штифт 21 был в пазу вала. Вращение шестерни третьей передачи должно быть легким, без заеданий. Далее надевают шестерню 22 пятой передачи. Вставив по шлицам вала замковую шайбу 23 до упора в торец втулки шестерни пятой передачи, развертывают ее на один выступ и вставляют в паз на валу замковую шпонку 37. Следует обратить внимание на замковую шайбу 23. Новую шайбу подбирают по толщине до монтажа шестерни 22. При поджатии к торцу втулки зазор между шайбой и упорными торцами шлицев вала должен быть не более 0,15 мм.

После этого устанавливают синхронизатор 24 четвертой и пятой передач так, чтобы меньший зубчатый венец каретки синхронизатора был обращен в сторону шестерни пятой передачи (перемещение синхронизатора по шлицам должно быть свободным, без заеданий), напрессовывают на передний конец ведомого вала подшипник 25, устанавливают замковое кольцо 26, шестерню 13 первой передачи и заднего хода, так чтобы выточка под вилку включения была обращена в сторону переднего конца ведомого вала. Обойма конусных колец синхронизатора второй и третьей передач должна иметь вместе с кареткой свободное перемещение в пределах 3—5 мм. Сцепление зубьев кареток синхронизаторов с зубьями шестерен и перемещение шестерен и синхронизаторов по шлицам должно быть свободным, без заеданий. Сборку промежуточного вала производят в последовательности, обратной разборке. Шестерни на вал напрессовывают на прессе с подкладкой из мягкого металла, прикладывая нагрузку на торец ступицы при помощи оправки. Все шестерни, кроме шестерни привода промежуточного вала, удлиненной стороной ступицы должны быть обращены в сторону переднего конца вала. Шестерня привода промежуточного вала устанавливается удлиненной стороной ступицы к заднему концу вала. Каждую шестерню перед установкой на шейку вала подбирают так, чтобы обеспечить беззазорное соединение.

На промежуточном валу коробок передач ЯМЗ-236 выпуска до декабря 1968 г. устанавливалась шестерня нежесткой конструкции с пружинными демпфирующими элементами, так называемая демпферная шестерня. В настоящее время эта шестерня заменена шестерней обычной жесткой конструкции, имеющей номер 236У-1701056. При ремонте коробок передач демпферную шестерню следует заменить шестерней жесткой конструкции, которая поставляется в запасные части.

Верхняя крышка коробки передач собирается в такой последовательности.

Вначале в крышку / (рис. 137) коробки устанавливают шток 3 вилки переключения первой передачи и заднего хода, предварительно установив пружину 12 и шарик // фиксатора штока; надевают на шток головку 6 и вилку 13, продвигают шток до нейтрального положения и через отверстие штока вилки второй и третьей передач вставляют два шарика 15 фиксатора замка. Предварительно установив пружину и шарик фиксатора штока, вставляют шток 5 вилки переключения второй и третьей передач, надевают на шток головку 7 и вилку 10 переключения, вставляют штифт 14 замка, продвигают шток до нейтрального положения и через отверстие штока вилки четвертой и пятой передач вставляют два шарика фиксатора замка. Вложив шарик в пружину фиксатора штока четвертой и пятой передач, вставляют шток 4, одновременно надевая вилку 8 четвертой и пятой передач, и продвигают его в нейтральное положение.

После этого закрепляют головки и вилки переключения винтами 9. Все установочные винты шплинтуют проволокой. При продольном перемещении одного из штоков два других должны быть заперты замком в нейтральном положении. Затем ставят три заглушки в проточки на переднем торце крышки, раздают их, надевают на ось 36 поводок 35 переключения первой передачи и заднего хода, вставляют в поводок предохранитель

34 и в таком виде устанавливают ось в отверстие в крышке. С наружной стороны крышки на ось поводка надевают пружинную шайбу и затягивают до отказа гайку. Качание поводка па оси должно быть легким, без заедания. Далее в крышку вставляют второй предохранитель 41, а в стакан 39 пружину 40 предохранителя и завертывают стакан в крышку до упора. После сборки верхней крышки коробки передач проверяют наличие фиксаторов на всех трех штоках и легкость перемещения штоков в опорах крышки после вывода их из нейтрального положения. Сборка механизма дистанционного переключения коробок передач ЯМЗ-236 и ЯМЗ-236П начинается с установки в картер 25 механизма втулки 29 фиксатора выбора передач со штифтом 28 и пружиной 27. Втулку закрепляют в корпусе установочным винтом 26 с пружинной шайбой. Затем в паз валика 16 переключения передач вставляют сегментную шпонку и надевают промежуточный рычаг 17 переключения, закрепляют его установочным винтом 20, зашплинтовывают мягкой проволокой, вставляют в корпус валик 16 переключения передач, а в паз валика вторую сегментную шпонку, надевают рычаг 30 переключения передач, закрепляют рычаг установочным винтом 31 и зашплинтовывают его проволокой.

мм. Категорически запрещается устанавливать прокладки большей толщины. После сборки валик должен вращаться легко, без заеданий. Осевой зазор допускается не более 0,20 мм.

Собранный насос следует проверить на производительность и на отсутствие течи в соединениях на специальном стенде. Вновь собранный насос должен иметь производительность не менее 7 л/мин. Если масляный насос перед установкой на коробку передач не подвергался испытанию на стенде, то его следует смазать, т. е. положить насос на корпус хвостовиком валика вверх, залить во всасывающее отверстие масло, применяемое для смазки коробки передач, и провернуть ведомый вал на три-четыре оборота по часовой стрелке до появления масла в нагнетающем отверстии.

При окончательной сборке коробки передач собранный промежуточный вал устанавливают в картер, на задний конец вала напрессовывают подшипник 40 (см. рис. 136) до упора в буртик вала. Стопорное кольцо 41 подшипника должно упереться в стенку картера. На заднем торце вала необходимо двумя болтами закрепить упорную шайбу 42. Болты следует зашплинтовать. Затем в картер устанавливают блок 46 шестерен заднего хода с двумя роликовыми подшипниками 38 и промежуточной втулкой 45 и, поддерживая его рукой, вставляют ось 44 блока. Вращение блока шестерен на оси должно быть свободным, без заеданий. Продольное перемещение блока по оси допускается до 0.7 мм. Подложив прокладку, закрепляют крышку заднего подшипника промежуточного вала так, чтобы специальным приливом крышка зафиксировала ось блока шестерен заднего хода от проворачивания. Надев прокладку на центрирующий буртик основания масляного насоса, устанавливают насос 25 (см. рис. 126) на передний торец картера. При этом хвостовик ведомого валика насоса должен войти в паз на торце промежуточного вала. Болты крепления насоса следует законтрить. Далее в картер вставляют ведомый вал 14, напрессовывают до упора на заднюю шейку вала шариковый подшипник 12 (см. рис. 136) со стопорным кольцом 11, надевают червяк 10 привода спидометра. С января 1967 г. усилены зубья червячной пары привода спидометра за счет увеличения модуля. Увеличена длина червяка с 23 до 28 мм и на 5 мм уменьшена длина фланца крепления кардана. Изменена конструкция опоры ведомой шестерни в крышке заднего подшипника ведомого вала за счет установки втулки. В запасные части с этого времени поставляются червячные пары, фланцы крепления кардана и крышки заднего подшипника ведомого вала только новой конструкции. На коробках передач старого выпуска замену червячной пары привода спидометра следует производить только комплектно (ведущий червяк и ведомая шестерня) . В этом случае надо или устанавливать новый фланец крепления кардана и новую крышку заднего подшипника, или обрезать на 5 мм хвостовик фланца старой конструкции, сняв защитный кожух, а сальник в старой крышке устанавливать на 3 мм ближе к наружному торцу крышки. После этого, подложив прокладку, закрепляют крышку 15 (см. рис. 126) заднего подшипника ведомого вала, подсобрав ее предварительно с ведомой шестерней 35, сменными шестернями привода спидометра и сальником.

Перед установкой крышки проверяют вращение ведомой шестерни привода спидометра, которое должно быть легким, без заеданий. Осевой люфт допускается до 1,2 мм. Сальник в крышку запрессовывают при помощи оправки, показанной на рис. 139. Сальник запрессовывают до упора в маслоотражательный буртик с маслосъемной канавкой. На крышках коробок передач выпуска до февраля 1969 г. буртика с маслосгонной винтовой канавкой перед сальником не было; установку сальника в такую крышку производят при помощи той же оправки до упора ее в крышку. Передний торец посадочного кольца сальника должен встать заподлицо с внутренней поверхностью крышки. Монтаж сальника в крышку следует производить на консистентной смазке ЦИАТИМ-201. Далее, предохраняя от повреждений передний подшипник ведомого вала, устанавливают ведущий вал с подшипником. Стопорное кольцо подшипника ведущего вала должно встать вплотную к передней стенке картера, а передний подшипник ведомого вала войти в гнездо ведущего легко и свободно. Приложение ударной нагрузки недопустимо.

На заднем конце ведомого вала закрепляют гайкой 7 (см. рис. 136) с шайбой 8 фланец 9 кардана. Гайку шплинтуют. На коробках передач ЯМЗ-236 первого выпуска на фланце крепления кардана устанавливался защитный кожух. С декабря 1968 г. защитный кожух на фланец не устанавливается. На коробках передач ЯМЗ-236Н с апреля 1971 г. фланец крепления кардана укорочен на 2 мм (с 84 до 82 мм), а длина распорной втулки увеличена с 26 до 28 мм. Таким образом, новый укороченный фланец может быть установлен на коробки передач старого выпуска только со втулкой длиной 28 мм или с шайбой толщиной 2 мм.

После этого ставят сетку маслозаборника 20 (см. рис. 126) с прокладкой и крышку маслозаборника в сборе с магнитом, чтобы прокладкой и крышкой не перекрыть маслозаборный канал в картере коробки, ввертывают контрольную и сливные пробки, устанавливают крышку люков отбора мощности, ставят пробки-заглушки масляных каналов и сквозных отверстий в картере, дроссельную, втулку, прокладку и крышку 3 подшипника ведущего вала с сальником. Чтобы не повредить сальник, крышку надевают только с использованием оправки 7 (рис. 140). Сальник 3 в крышку 2 ведущего вала запрессовывают при помощи специальной оправки 7 до упора. Перед запрессовкой наружную поверхность сальника смазывают тонким слоем консистентной смазки ЦИАТИМ-201.

Картер сцепления закрепляют болтами с шайбами и стопорными пластинами; болты стопорят, отгибая пластины на грани болтов.

Затем в отверстие картера вставляют вал вилки выключения сцепления, одновременно надевая на вал вилку 13 (см. рис. 120), в паз вала вставляют сегментную шпонку и надвигают на шпонку вилку выключения сцепления. Вилку на валу закрепляют при помощи стяжного болта с пружинной шайбой. На крышку подшипника ведущего вала надевают муфту // выключения сцепления с подшипником, оттяжные пружины муфты, подсоединяют шланг 12 смазки муфты, закрепив его в стенке картера, ввертывают пресс-масленки в опорах вала вилки выключения сцепления и в штуцер шланга смазки муфты.

Поставив в нейтральное положение синхронизаторы, шестерню первой передачи и заднего хода и штоки вилок, кладут на картер крышку с прокладкой. При этом все три вилки своими лапками должны войти в пазы муфт синхронизаторов и в паз шестерни первой передачи и заднего хода. Крышку закрепляют болтами с пружинными шайбами. В заключение устанавливают механизм переключения передач. При сборке коробки передач с целью обеспечения герметичности соединений можно использовать уплотнительную невысыхающую пасту Герметик марки УН-25 (ТУ 3336—52 МХП). Пасту кистью наносят тонким ровным слоем на поверхности прокладок перед их установкой, а также ею смазывают сквозные резьбовые отверстия перед установкой болтов.

Испытание коробки передач проводится на стенде, обеспечивающем частоту вращения ведущего вала 1500—2000 об/мин. По подсоединительным размерам стенд должен имитировать соединение коробки передач с двигателем и оборудован сцеплением и механизмом переключения передач. В коробку передач заливается 5,5 л масла ТС-14,5 с присадкой ЭФО по ТУ 38-1-173-68, подогретое до температуры 65° С.

Работа коробки передач при любой включенной передаче должна происходить без резких шумов и стуков. Течь масла в соединениях и сальниковых уплотнениях не допускается. Переключение передач должно быть без больших усилий и заеданий. При нейтральном положении рычага переключения передач при максимальных оборотах ведущего вала допускается ведение ведомого вала, устраняемое моментом не более 1,5 кгс-м, приложенным к фланцу. Температура масла в картере коробки передач во время испытаний не должна превышать 85° С. Продолжительность испытаний коробки передач не менее 15 мин.

Реклама