Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Ремонт двигателей ЯМЗ

Комплектация двигателя

После сдаточных испытаний на двигатель устанавливаются крыльчатка вентилятора, генератор, сцепление и коробка передач (на те двигатели, где это предусмотрено технической документацией), а также транспортные заглушки и пробки. Крыльчатка вентилятора крепится четырьмя болтами с пружинными шайбами к муфте привода вентилятора. Генератор устанавливается на двигатель в следующем порядке. В отверстие задней лапы генератора и в отверстие регулировочной втулки 8 (рис. 141), ввернутой в кронштейн, вставляют болт 10, а в отверстие передней лапы генератора болт 2. Болт 2 ввертывают в кронштейн 4, не затягивая гайки, а регулировочной втулкой 8 выбирают зазор между задней лапой генератора и регулировочной втулкой. Надев на болт шайбы 7 и 6, слегка затягивают гайку 5 болта и окончательно регулировочную втулку гайкой 9, затем проверяют совпадение плоскостей ручьев шкива генератора и приводного шкива. Отклонение не должно превышать 0,5 мм. Совмещение плоскостей ручьев шкивов обеспечивается перемещением кронштейна генератора за счет овальных отверстий под болты крепления. Далее регулируют натяжение ремня привода генератора, надежно затягивают болт крепления верхней лапы генератора к планке, гайку крепления планки генератора, болт крепления передней лапы генератора с контргайкой и гайку болта крепления задней лапы генератора. Нормально затянутый ремень при нажиме усилием 3 кгс на середину ветви должен прогибаться на 10—15 мм. Если на двигатель устанавливается компрессор пневмотормозов, то нужно отрегулировать натяжение его приводного ремня натяжным устройством. Ослабив гайки крепления оси шкива устройства и гайку болта-натяжителя, вращением болта-натяжи-теля по часовой стрелке регулируют натяжение ремня. Нормально натянутый ремень при нажатии на середину короткой ветви усилием 3 кгс должен прогибаться на 5—8 мм. После регулировки затягивают гайки крепления оси и болта-натяжителя. Перед установкой сцепления нужно запрессовать в отверстие в заднем конце коленчатого вала шарикоподшипник ведущего вала коробки передач, тщательно протереть поверхности трения маховика, нажимного диска и среднего диска двухдискового сцепления.

При монтаже однодискового сцепления ЯМЗ-236 ведомый диск сцепления ставят так, чтобы более длинная часть ступицы и головки болтов тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику, а демпферное устройство относительно ведомого диска было со стороны коробки передач, ставят нажимный диск четырьмя шипами в пазы маховика. Нажимный диск должен свободно, без перекосов перемещаться в этих пазах. При помощи специальной шлицевой оправки центрируют ведомый диск сцепления по отношению к оси коленчатого вала двигателя. Для этого шлицевую оправку вставляют в шлицевое отверстие ступицы ведомого диска таким образом, чтобы конец ее вошел в шарикоподшипник в коленчатом валу п закрепляют нажимный диск с кожухом на маховике болтами. Затягивают болты последовательно в несколько приемов. Момент окончательной затяжки 3— 3,5 кгс-м. После затяжки болтов крепления нажимного диска оправку удаляют. Установка двухдискового сцепления ЯМЗ-238К, ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236К: сначала ставят передний ведомый диск 25 (см. рис. 120) сцепления так, чтобы более длинная часть ступицы и головки болтов тарельчатых пружин демпфера были обращены к маховику, а демпферное устройство относительно ведомого диска было со стороны коробки передач. В четыре отверстия среднего ведущего диска 26 вставляют отжимные пружины 1, а диск с пружинами устанавливают четырьмя шипами в пазы маховика. Диск должен перемещаться в пазах свободно, без перекосов. Последний виток отжимной пружины с одного конца имеет больший диаметр, чем остальные. Это сделано для того, чтобы вставленная этим концом в отверстие среднего ведущего диска пружина держалась там за счет натяга первого витка и не выпадала при монтаже диска на маховик. Задний ведомый диск 25 сцепления ставят так, чтобы длинная часть ступицы, головки болтов крепления тарельчатых пружин демпфера и само демпферное устройство относительно ведомого диска были обращены к коробке передач. Ведомые диски сцепления ЯМЗ-238К не имеют демпферного устройства и оба одинаковы. Первый ведомый диск устанавливается длинной обработанной частью ступицы к маховику, а короткой в сторону коробки передач. Нажимный диск с кожухом, установленный четырьмя шипами в пазы маховика, должен свободно, без перекосов перемещаться в них. Затем, используя шлицевую оправку 1 (рис. 141), центрируют оба ведомых диска 5 сцепления по отношению к оси коленчатого вала двигателя. Для этого оправку вводят в шлицевые отверстия ступиц ведомых дисков и в шарикоподшипник 4 в коленчатом валу 3. Нажимный диск с кожухом закрепляют болтами на маховике 2. Болты затягивают последовательно в несколько приемов. Момент окончательной затяжки 3—3,5 кгс-м. После затяжки болтов крепления нажимного диска оправку удаляют.

В резьбовые втулки кожуха ввертывают четыре регулировочных винта 3 (см. рис. 120), предварительно навернув на них контргайки 2, и регулируют положение среднего ведущего диска сцепления, для чего сначала ввертывают все четыре регулировочных винта 3 до упора в средний диск 26, а затем вывертывают их на один полный оборот и затягивают контргайками 2. Эта регулировка создает зазор 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском, за счет которого обеспечиваются гарантийные зазоры между ведомыми дисками 25, поверхностями трения маховика 24, среднего ведущего диска 26 и нажимного диска 22. Для более точной регулировки положения среднего диска при установке сцепления на двигатель целесообразнее пользоваться! щупом толщиной 1 мм. В этом случае регулировочный винт завертывают до упора в щуп, вставленный между ним и средним ведущим диском, затягивают его контргайкой и удаляют щуп. После установки двигателя со сцеплением и коробкой передач на автомобиль регулируют свободный ход муфты выключения сцепления, который должен быть 3,2—4,0 мм (размер А на рис. 119 и 120). Свободный ход муфты выключения сцепления регулируется в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя. Регулировка отхода нажимного диска сцепления гайками вилок оттяжных рычагов на автомобиле, как это делается иногда в эксплуатации для устранения неполного выключения сцепления, категорически запрещается. Такая регулировка нарушает стопорение этих гаек, приводит к нарушению контрольного размера Б (см. рис. 119) и перекосу нажимного диска. Неполное выключение сцепления в этом случае можно устранить, но только за счет неравномерного отхода нажимного диска. Диск будет отходить с перекосом и зажимать ведомый диск в процессе включения сцепления также с перекосом, что неизбежно приведет к перегреву нажимного диска и его растрескиванию. Перед установкой коробки передач нужно наполнить смазкой ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59 или смазкой 1-13 по ГОСТ 1631— 61 полость подшипника ведущего вала коробки передач, находящегося в заднем торце коленчатого вала, этой же смазкой через три пресс-масленки наполняют полости муфты и опор вала вилки выключения сцепления. Шлицевый конец ведущего вала коробки передач смазывают тонким слоем. Коробку передач на двигатель устанавливают краном или другим подъемным приспособлением. Подняв коробку передач так, чтобы ось ведущего и ведомого валов совпадала с осью коленчатого вала двигателя, ставят ее центрирующим буртом картера сцепления в картер маховика. После этого картер сцепления крепят к картеру маховика болтами (момент затяжки 7—8 кгс-м и контрят их отгибными шайбами. Коробку передач устанавливают на двигатель осторожно, предохраняя от повреждений передний подшипник ведущего вала и ведомые диски сцепления. Ударные нагрузки при монтаже коробки передач не допускаются. Качество сборки и установки сцепления и коробки передач проверяют на работающем двигателе при частотах вращения коленчатого вала 500—600 об/мин и 2000—2100 об/мин. При этом контролируется отсутствие ведения сцепления, шумность работы коробки передач на всех передачах, легкость переключения передач и отсутствие течи масла.

Реклама