Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Передаточный механизм

Передаточный механизм предназначен для передачи вращения от коленчатого вала пускового двигателя коленчатому валу основного двигателя во время его запуска. Передаточное отношение между коленчатым валом пускового двигателя и коленчатым валом основного двигателя составляет 16,7. Передаточный механизм включает в себя фрикционную муфту сцепления, муфту свободного хода и механизм выключения. Передаточный механизм смонтирован в корпусе 34 (рис. 49), который прикреплен тремя болтами к фланцу картера маховика. Корпус закрыт крышкой 37, сцентрированной относительно оси корпуса направляющим пояском, входящим в расточку корпуса. Вал 14 вращается в двух шариковых подшипниках 15 и 40, установленных в корпусе и крышке механизма. Продольное перемещение вала ограничивается шариковым подшипником 40. На валу 14 свободно вращается шестерня 12, напрессованная на бронзовую втулку 13. Продольное перемещение шестерни ограничивается с одной стороны кольцом, зажатым между торцевой поверхностью вала и подшипником 15, и с другой опорным диском 10 муфты сцепления передаточного механизма.

К шестерне приклепан шестью заклепками ведущий барабан 11 муфты сцепления. Ведущий барабан штампованный, из листовой стали, имеет четыре выступа, которые входят в пазы трех ведущих дисков 8 муфты. Три ведомых диска 9 муфты сцепления четырьмя выступами установлены в соответствующие пазы обоймы 25 муфты свободного хода. Диски изготовлены из стали 65Г. Поверхности трения дисков шлифованные. Ведущие и ведомые диски расположены между опорным диском 10 и нажимным диском 4.

Опорный диск 10 и обойма 25 муфты свободного хода прикреплены четырьмя болтами к ступице 3 муфты свободного хода, свободно сидящей на валу 14. Обойма 25 сцентрирована относительно ступицы 3 двумя установочными штифтами 7. В расточку ступицы установлен упорный подшипник 5, через который передается осевое усилие (когда муфта включена) валу 14 механизма и установочному подшипнику 40 вала.

Нажимной диск 4 центрируется по наружной поверхности обоймы 25 и фиксируется от проворачивания относительно обоймы двумя пальцами 6, входящими в пазы обоймы. Между нажимным диском и ступицей установлена пружина 35, которая при выключении муфты сцепления отводит нажимной диск от ведомых и ведущих дисков. Осевое усилие, необходимое для сжатия дисков муфты сцепления и ее включения, создается механизмом выключения. Механизм выключения состоит из двух втулок 38 и 39, сопрягающихся по винтовой поверхности, и рукоятки 1. Неподвижная упорная втулка 39 запрессована в крышку 37 и закреплена в ней дополнительно тремя шпильками. На торце неподвижной упорной втулки есть два выступа с винтовой поверхностью. Такие же выступы выполнены на подвижной упорной втулке 38, установленной в отверстии крышки 37. В расточку подвижной, упорной втулки помещен упорный подшипник 36, через который передается осевое усилие нажимному диску 4. Зубчатый венец подвижной упорной втулки входит в зацепление с шестерней, выполненной на стержне рукоятки 1. Рукоятка вращается в отверстии крышки и фиксируется винтом 2 от осевого перемещения. Зазор между стержнем рукоятки 1 и крышкой 37 уплотнен резиновым кольцом.

При повороте рукоятки на себя поворачивается подвижная упорная втулка. При повороте она скользит по винтовой поверхности неподвижной упорной втулки 39 и в результате перемещается вдоль оси вала. Подвижная втулка через упорный подшипник перемещает нажимной диск, сжимающий диски 8 и 9 муфты. При повороте рукоятки в обратном направлении нажимной диск, упорный подшипник 36 и подвижная втулка под действием пружины 35 отжимаются в сторону рукоятки.

Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении от пускового к основному двигателю. В этом случае предотвращается резкое повышение оборотов пускового двигателя при запуске основного двигателя, когда шестерня 31 включения еще не вышла из зацепления с венцом маховика. Муфта свободного хода состоит из обоймы 25, четырех роликов 24, толкателей 23 и пружин 22.

Обойма имеет четыре канавки, цилиндрическая поверхность которых суживается в направлении, противоположном вращению вала механизма.

В клнавках размещены ролики. Они отжимаются толкателями под действием пружин в направлении суженной части. При вращении обоймы против часовой стрелки ролики под действием силы трения перекатываются в узкую часть канавки, заклинивают обойму 25 с валом и вращают его. Если вал будет вращаться против часовой стрелки быстрее обоймы, то ролики выйдут из суженной части канавки, преодолевая усилие пружин, и отъединят обойму от вала. При этом связь между обоймой и валом нарушится, ролики будут обкатываться по валу. Муфта в этом случае работает почти так же, как обычный роликовый подшипник.

Механизм выключения передаточного механизма предназначен для введения шестерни 31 в зацепление с зубчатым венцом маховика основного двигателя и автоматического выключения шестерни после его запуска. Шестерня 31 с механизмом автоматического выключения установлена на шлицевом конце вала 14. Она свободно перемещается на шлицах вдоль вала. Продольное перемещение шестерни ограничивается с одной стороны втулкой 17 сальника и с другой втулкой 28 толкателя, ввернутой в резьбовое отверстие торца вала. На ступицу шестерни надет держатель 29 грузов механизма автоматического выключения и прикреплен к ней шестью болтами, законтренными проволокой. В пазах держателя, на осях 26, установленных в его проушинах, свободно качаются два груза 27. В них под действием усилия пружин 32 и 33, расположенных в отверстии вала, упирается толкатель 30. Он стремится вывести шестерню включения с держателем из зацепления с венцом маховика, т. е. переместить ее в крайнее заднее положение.

Шестерню 31 вводят в зацепление с венцом маховика при помощи рукоятки 18, установленной в крышке муфты сцепления основного двигателя. При включении механизма рычаг 19, нажимая на торец держателя, перемещает его вместе с шестерней вперед, в сторону передаточного механизма, и вводит шестерню в зацепление с венцом маховика. Во включенном положении шестерня фиксируется грузами, которые при перемещении держателя своими уступами заходят за головку направляющей втулки толкателя и удерживаются в этом положении под действием пружин 32 и 33. Шестерня выходит из зацепления с венцом маховика автоматически, когда число оборотов вала повышается настолько, что возникающие центробежные силы грузов преодолевают усилие пружин, и грузы расходятся. Передаточный механизм пускового двигателя работает следующим образом. Перед включением пускового двигателя вводят в зацепление с венцом маховика шестерню 31 включения, переместив рукоятку 18 вперед до отказа. При этом грузы механизма автоматического выключения уступами захватывают головку направляющей втулки и удерживают шестерню в зацеплении. Затем отводят рукоятку 18 в первоначальное (заднее) положение. Муфта сцепления передаточного механизма при пуске должна быть выключена.

При работе пускового двигателя шестерня коленчатого вала через промежуточную шестерню передает вращение шестерне 12 передаточного механизма. Вместе с шестерней 12 вращаются ведущие диски муфты. После запуска пускового двигателя плавно включают муфту сцепления. При включенной муфте сцепления вращение передается через обойму 25, ролики, вал механизма, шестерню 31 и венец маховика коленчатому валу основного двигателя. При 3500 об/мин пускового двигателя коленчатый вал основного двигателя вращается с пусковым числом оборотов 210 в минуту. Во время пуска основного двигателя в результате возможных отдельных вспышек в цилиндрах обороты коленчатого вала могут повышаться, одновременно будут увеличиваться обороты вала передаточного механизма. При этом автоматически выключается муфта свободного хода, предохраняя пусковой двигатель от повышения оборотов. Когда основной двигатель будет запущен и число оборотов его начнет увеличиваться, возрастет число оборотов вала механизма. При достижении двигателем числа оборотов 460600 в минуту грузы выходят из зацепления с направляющей втулкой толкателя и шестерня с держателем выходит из зацепления с венцом маховика под действием пружин 32 и 33. Для смазки передаточного механизма в картере пускового двигателя имеется заливное отверстие, закрываемое пробкой 36 (см. рис. 41). Уровень заливаемого масла определяется контрольным отверстием, в которое ввинчена пробка 20 (рис. 49). В нижней части корпуса предусмотрено сливное отверстие для удаления отработавшего масла, закрываемое пробкой 21.

Реклама