Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Уход за карданной передачей

Надежная работа тормозка в значительной мере способствует безударному включению передач. Поэтому следует своевременно заменять изношенные фрикционные накладки колодки тормозка и правильно его регулировать.

Тормозок регулируют после того, как зазор между упором 19 пружин и заплечиками расточки рычага 15 тормозка уменьшится до 2 мм. Предварительно необходимо убедиться, правильно ли отрегулирована главная муфта сцепления. После этого выключить главную муфту сцепления, переместив рычаг управления в крайнее переднее положение.

Затем отпустить контргайку 18 и ввертывать упорный болт 17 до тех пор, пока не получится зазор 45 мм между упором 19 пружин и заплечиком расточки рычага 15. Потом следует затянуть контргайку 18.

Необходимо предохранять резиновые втулки головок от попадания на них топлива и смазочных материалов. Шлицевые соединения ведущей и ведомой вилок при сборке смазывают смазкой УС. Гайки 6, 9 и 11 затягивают ключом длиной 500 мм, прилагая усилие 20 кГ.

При сборке болты 12 крепления передней головки карданной передачи устанавливают гайками к ведущей вилке 7. Под головки болтов, которые опираются на резиновые втулки, подкладывают шайбы. Заднюю головку карданной передачи крепят так, чтобы головки болтов опирались на соответствующие поверхности вилок. Под корончатые гайки подкладывают шайбы, а гайки после затяжки болтов надежно шплинтуют.

Увеличитель крутящего момента

Увеличитель крутящего момента предназначен для повышения тяговых усилий трактора при преодолении дополнительных сопротивлений его движению без остановки трактора. Обычно тягу и скорость трактора подбирают так, чтобы загрузка двигателя по мощности была максимальной. Во время работы на отдельных участках из-за волнистости рельефа, местных уплотнений почвы и других причин могут возникнуть временные дополнительные сопротивления, для преодоления которых необходимо увеличить тяговое усилие трактора. Увеличить силу тяги в этом случае можно путем уменьшения скорости движения. На тракторе без УКМ, для того чтобы понизить скорость и увеличить тягу, приходится выключать главную муфту сцепления, переключать передачи коробки передач, включать главную муфту сцепления, а после преодоления дополнительных сопротивлений, когда скорость трактора может быть повышена, вновь выполнять эти операции. При выключении главной муфты сцепления трактор останавливается. Если дополнительные сопротив-

а продольный разрез; б вид спереди; / корпус увеличителя крутящего момента; 2 болт крепления передней крышки корпуса; 3 рычаг отводки; 4передняя крышка корпуса; 5 стакан переднего подшипника ведущего вала; 6 - шариковый подшипник переднего конца ведущего вала; 7 и 54 резиновые каркасные сальники; 8 войлочное кольцо; 9 корпус сальника; 10 масленка; 11 подшипник отводки; 12 отводка муфты сцепления; 13 уплогнительное кольцо; 14 ступица ведущего диска; 15 стакан пружины муфты сцепления; 16 пружичы муфты сцепления; 17 опорный диск; 18 нажимной диск; 19 ведущий диск; 20 ступица муфты сцепления; 21 колодка тормозка водила; 22 корпус сальника; 23 крышка люка; 24 шариковый подшипник переднего конца водила; 25 крышка отсека планетарного редуктора;26 корпус муфты свободного хода (муфты обгона); 27 уплотнительное кольцо; 28 передний кожух; 29 -- роликовый подшипник заднего конца ведущего вала; 30 ролики подшипника переднего конца ведомого вала; 31 ведущий вал; 32 водило; 33 ведомый вал; 34 уплотнительное кольцо; 35 шариковый подшипник заднего конца ведомого нала; 36 роликовый подшипник заднего конца водила; 37 шпилька; 38 соединительная иуфта; 39 и 41 уплотннтельные резиновые кольца; 40 втулка; 42 болт; 43 задний кожух; 44 задняя опорная шайба; 45сателлит; 46 фиксатор; 47 прокладка; 48 пробка с магнитом; 49ось сателлита; 50 передняя опорная шайба; 51 игольчатый подшипник оси сателлита; 52 маслораспределительное кольцо; 53 ролик; 55 регулировочная гайка муфты сцепления; 56 болт отжимного рычага; 57 пружина; 58 отжимной рычажок муфты сцепления; 59 рычаг включения УКМ; 60 рычажок тормозка водила; 61 втулка; 62 регулиропочные прокладки; 63- прибка маслозалиьного отверстия; 64 кольцо; 65 плунжер; 66 пружина; 67 пробка; 68 предохранительное кольцо; 69 штифт; /0 масляный насос; 71 штуцер трубки манометра.

ления встречаются часто, целесообразнее понизить скорость трактора и работать значительную часть времени с недогруженным двигателем.

На тракторе с УКМ снижают скорость и увеличивают силу тяги для преодоления дополнительных сопротивлений на ходу трактора рычагом включения УКМ. В этом случае исключаются потери времени, связанные с остановкой трактора и переключением передач, вследствие чего производительность агрегата возрастает. УКМ может быть эффективно использован при трогании трактора с прицепами с места. Трактор с прицепами трогают с включенным УКМ при меньшей скорости, но с большей тягой. После разгона, на ходу, скорость повышают, выключив УКМ. Дальнейшее движение будет происходить с большей скоростью, чем движение трактора с такой же нагрузкой, но не имеющего УКМ.

Таким образом, УКМ позволяет более полно использовать мощность двигателя, сокращает затраты времени на переключение передач при преодолении временных дополнительных сопротивлений движению, обеспечивает трогание и разгон трактора с прицепами с повышенной тягой и движение его на повышенной скорости.

Длительная работа трактора с включенным УКМ нецелесообразна. На всех передачах, кроме первой и второй, трактор с включенным увеличителем практически будет двигаться со скоростью, полученной при выключенном УКМ, но пониженной (на две) передаче. Так, скорость трактора на третьей передаче с включенным УКМ будет равна скорости трактора на первой передаче, но с выключенным УКМ; скорость трактора на четвертой передаче с включенным УКМ будет равна скорости на второй передаче, но с выключенным УКМ и т. д.

Однако при включении УКМ потери мощности в силовой передаче возрастают, вследствие чего тяга трактора при скорости, полученной с выключенным УКМ, всегда будет больше тяги трактора при такой же скорости с включенным УКМ. Включение УКМ на первой и второй передачах создает трактору две пониженные резервные скорости, при которых тяговые усилия трактора больше номинального, т.е. более 3 т. Резервные скорости служат только для создания запаса тягового усилия, необходимого для преодоления временных дополнительных сопротивлений при работе трактора на первой и второй передачах. Длительная работа с повышенными тяговыми усилиями приведет к преждевременному износу деталей силовой передачи, поэтому при агрегатировании тяговое усилие не должно превышать 3 т. Увеличитель крутящего момента представляет собой сложную зубчатую передачу, называемую планетарным редуктором, скомпонованную в одном корпусе вместе с муфтой свободного хода (муфтой обгона) н фрикционной муфтой сцепления. Общее устройство УКМ показано на рисунке 57. Корпус / УКМ чугунный, внутри разделен на два отсека. В переднем отсеке размещена фрикционная муфта сцепления, в заднем планетарный редуктор, муфта свободного хода и масляный насос. Нижняя часть заднего отсека образует масляную ванну, в которую через отверстие, закрываемое пробкой 63, заливается масло для смазки планетарного редуктора и муфты свободного хода. Отсек фрикционной муфты сухой.

Передняя стенка корпуса / и перегородка отсеков для центрирования планетарного редуктора и муфты сцепления имеют цилиндрические расточки, через которые также монтируют планетарный редуктор, собранный отдельно с муфтой свободного хода, и фрикционную муфту сцепления. По отверстию перегородки цилиндрическим пояском сцентрирована и прикреплена к корпусу болтами чугунная крышка 25, в расточке которой установлен шариковый подшипник 24, являющийся опорой переднего конца подвижного корпуса планетарного редуктора, называемого водилом 32. От перемещения в осевом направлении наружная обойма подшипника 24 ограничена с передней стороны торцом посадочного пояска чугунного корпуса 22 сальника, в который запрессован резиновый каркасный сальник 54, а с задней торцом расточки корпуса 26 муфты свободного хода. Корпус 22 сальника, крышка 25 отсека планетарного редуктора и корпус 26 муфты свободного хода стянуты общими болтами.

Водило 32 сварное, состоит из двух поковок, имеющих форму дисков с центрально расположенными цилиндрическими концами. Диски сварены между собой по кромкам торцов трех выступов, расположенных по периферии. Передний койец водила ступенчатый, задний гладкий. На среднюю шейку переднего конца напрессован подшипник 24, который посредством стопорного кольца, установленного в канавке этой шейки, фиксирует водило в осевом направлении, так как подшипник 24 через крышку 25 связан с корпусом /. Гладкая часть меньшей шейки переднего конца водила плотно охватывается манжетой резинового каркасного сальника 54, предотвращающего проникновение масла из отсека планетарного редуктора в отсек муфты сцепления. Задний конец водила через роликовый подшипник 36 опирается на расточку задней стенки корпуса /. На подшипниках 24 и 36 водило может свободно вращаться только в направлении вращения коленчатого вала двигателя, т. е. по часовой стрелке, если смотреть на УКМ спереди. Вращению его в противоположном направлении препятствует муфта свободного хода, что необходимо для включения УКМ на ходу трактора. Основными деталями муфты свободного хода являются кольцо 64, напрессованное на большую шейку переднего конца водила, корпус 26 и ролики 53. Внутренним цилиндрическим пояском корпус муфты свободного хода центрируется по наружной поверхности подшипника 24 и болтами прикрепляется к крышке перегородки. В промежутке между болтами расположен установочный цилиндрический штифт 2 (рис. 58). На внутренней поверхности корпуса имеется десять фасонных пазов с плоскими боковыми гранями и криволинейными поверхностями впадин, образованными дугами окружностей, центры которых смещены относительно центра корпуса. Благодаря такой форме пазов между их криволинейными поверхностями и наружной поверхностью кольца 64 (см. рис. 57) образуются клинообразные зазоры, в которые установлены ролики 53. Перемещение роликов вдоль оси ограничено с одной стороны наружной обоймой подшипника 24, а с другой кольцом, приваренным к корпусу 26 муфты свободного хода.

Ролики 53 постоянно поджимаются в направлении сужения клинообразного зазора плунжерами 65 и пружинами, вставленными в наклонные отверстия корпуса муфты свободного хода. Другие концы пружин упираются в пробки, также вставленные в эти отверстия, в которых удерживаются тонким предохранительным кольцом 68, надетым на наружную поверхность корпуса муфты свободного хода. Оно фиксируется на корпусе муфты свободного хода тремя местными вмятинами в кольцевую канавку наружной поверхности корпуса. Корпус муфты свободного хода в сборе показан на рисунке 59. При вращении водила в направлении вращения коленчатого вала двигателя (по часовой стрелке, если смотреть на него спереди) ролики 53 (см. рис. 57) через плунжеры 65, дополнительно сжимая пружины, увлекаются кольцом 64 в направлении увеличения клинообразного зазора и не препятствуют вращению водила. В обратном направлении водило не может вращаться, так как ролики 53, заклиниваясь между поверхностью кольца и криволинейными поверхностями пазов корпуса муфты свободного хода, удерживают его от вращения. Вращение водила происходит при выключенном УКМ, когда оно связано муфтой сцепления увеличителя с ведущим валом 31, получающим вращение от двигателя. При включении УКМ его муфта сцепления выключается, водило отъединяется от ведущего вала и останавливается муфтой свободного хода. Муфта сцепления УКМ фрикционная, сухая, однодисковая, постоянно замкнутого типа. Ступица 20 муфты сцепления установлена на шлицевом конце водила и удерживается на нем стопорными кольцами. Внутри нее имеется кольцевая хорошо обработанная плоская поверхность, к которой при включенной муфте прижимается нажимным диском 18 ведущий диск 19. Наружный бурт ступицы имеет три сквозных паза. В них с небольшим зазором входят три прямоугольных выступа нажимного диска 18, представляющего собой плоское кольцо с тремя прямоугольными выступами на наружной поверхности с отверстиями под болты 56. Нажимной диск может только перемещаться по пазам ступицы вдоль оси муфты. Вращению его относительно ступицы 20 препятствуют выступы.

Реклама