Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Конечные передачи

Конечные передачи предназначены для передачи вращения от заднего моста к ведущим колесам трактора и значительного повышения передаваемого кутящего момента.

На тракторе установлены две конечные передачи справа и слева заднего моста. Правая и левая конечные передачи имеют одинаковое устройство. Отличаются они лишь формой корпусов и нижних крышек, причем правый корпус и правая крышка являются зеркальным изображением левых.

Понижение числа оборотов, а следовательно, и повышение крутящего момента в конечных передачах осуществляется парой цилиндрических прямозубых шестерен: малой, ведущей // (рис. 73) и большой, ведомой 17. Шестерни заключены в литой чугунный корпус 10, который фланцем прикреплен к боковой стенке корпуса заднего моста. К корпусу 10, выполненному открытым для монтажа ведомой шестерни снизу, прикреплена болтами отлитая из стали нижняя крышка 31. Эта крышка не только закрывает корпус, но и воспринимает удары камней, увлекаемых гусеницей. Прилитым к этой крышке ребрам, расположенным наклонно на наружной новерхности, задерживаются камни и защищается чугунный корпус конечной передачи. В двух парах цилиндрических расточек корпуса 10 смонтированы шестерни конечной передачи. Ведущая шестерня // установлена на двух роликовых подшипниках 9 и 14, внутренние обоймы которых напрессованы на шейки шестерни, а наружные запрессованы в расточки корпуса. Внутренняя обойма подшипника 9 вместе с приставным кольцом закреплена на шейке ведущей шестерни гайкой 8, навернутой на резьбовой конец этой шестерни и законтренной замковой шайбой. Осевое перемещение наружной обоймы подшипника 9 ограничивается торцами буртов корпуса и центрирующего пояска стальной крышки 7, прикрепленной к корпусу 10 четырьмя болтами. Приставным кольцом и буртами обойм подшипника 9 ограничивается осевое перемещение ведущей шестерни //.

Осевое перемещение внутренней обоймы подшипника 14 в одну сторону ограничено буртом ведущей шестерни, а в другую ступицей шкива остановочного тормоза, установленного на шлицевой конец этой шестерни и зафиксированного на нем с помощью двух планок. Каждая планка одним концом, имеющим полукруглую форму, входит в кольцевой паз ведущей шестерни, а другим прикреплена болтом к бобышке, прилитой к ободу шкива. На заточку шлицевого конца ведущей шестерни плотно надето резиновое кольцо, которое входит в выточку ступицы шкива. Это кольцо предотвращает проникновение масла, заливаемого в конечную передачу, через зазоры между шлицами в сухие отсеки тормозов заднего моста.

Наружная обойма подшипника 14 зафиксирована торцом бурта корпуса 10 конечной передачи и торцом расточки корпуса 15 уплотнения. Этот корпус внутренней расточкой сцентрирован по наружной обойме подшипника 14 и прикреплен болтами к корпусу 10 конечной передачи. Наружная поверхность корпуса 15 уплотнения точно обработана, она плотно входит в расточку боковой стенки корпуса заднего моста, в результате чего ведущая шестерня конечной передачи сцентрирована с осью заднего моста, а конечная передача надежно соединена с задним мостом. В меньшую расточку корпуса уплотнения запрессован сальник 16, манжетой которого плотно охватывается наружная поверхность ступицы шкива остановочного тормоза. Сальник не дает проникать маслу из конечной передачи в сухой отсек заднего моста. Маслозадерживающей шайбой, установленной в расточку корпуса 15 уплотнения, рядом с подшипником 14 и каналами, расположенными в нижней части корпуса уплотнения и корпуса конечной передачи, разгружается сальник 16 от излишнего количества масла и избыточного давления. Ведущая шестерня // внутри имеет шлицы, которыми она соединена с валом заднего моста, приводящим ее во вращение при работе трактора. Для предотвращения проникновения масла в сухие отсеки заднего моста через зазоры между шлицами ведущей шестерни к торцу вала заднего моста при помощи стальной шайбы прикреплена резиновая прокладка, которая, будучи стянута по торцам болтом, увеличивается по наружному диаметру и плотно прилегает к внутренней расточке ведущей шестерни. Ведомая шестерня 17 с целью экономии высококачественного металла выполнена сборной. На цилиндрическом поясе ступицы закреплен при помощи восьми призонных болтов венец ведомой шестерни.

Ступицу ведомой шестерни устанавливают шлицевым отверстием на конические шлицы вала 3 ведущего колеса. Вал ведущего колеса установлен в расточках корпуса на подшипниках 5 и 18. Подшипник 5 роликовый, его внутренняя обойма напрессована на шейку вала 3 ведущего колеса до упора в торец и зафиксирована стопорным кольцом, установленным в кольцевую канавку на шейке вала. Наружная обойма подшипника запрессована в расточку корпуса конечной передачи. Осевое перемещение этой обоймы ограничено с внешней стороны торцом центрирующего бурта корпуса 4 уплотнения вала ведущего колеса, а с внутренней стопорным кольцом, вставленным в кольцевую канавку расточки корпуса. Корпус 4 уплотнения прикреплен к корпусу конечной передачи болтами. Внутрь этого корпуса установлено торцевое металлическое уплотнение, предохраняющее конечную передачу от попадания в нее пыли влаги и предотвращающее вытекание масла наружу. Уплотнение состоит из резинового чехла, пружины и двух стальных уплотнительных колец. Одно кольцо запрессовано в корпус уплотнения, другое подвижное надето на шейку вала 3. Благодаря лыскам, расположенным с обеих сторон этой шейки, оно вращается вместе с валом. Неподвижное кольцо уплотнено резиновым кольцом. Резиновый чехол торцами плотно прижимается пружиной к торцу фланца вала 3 и к торцу подвижного кольца уплотнения, которое, в свою очередь, этой же пружиной постоянно прижимается к неподвижному кольцу, что предохраняет конечную передачу от проникновения в нее грязи и пыли, а также от вытекания масла. От попадания крупных частиц внутрь корпуса 4 уплотнение защищено штампованным кожухом /, приваренным к фланцу вала ведущего колеса, и защитным козырьком, прикрепленным к фланцу корпуса уплотнения.

На наружную поверхность фланца вала 3 установлено и прикреплено к фланцу шестью болтами ведущее колесо 6. Этим колесом передается движение от ведомого вала конечной передачи гусенице.

Подшипник 18, на который опирается другой конец вала 3, шариковый. Этот подшипник, кроме радиальных нагрузок, воспринимает также осевые нагрузки, возникающие на валу ведущего колеса при работе трактора.

Внутренняя обойма подшипника 18 напрессована на шейку вала 3 до упора в торец ступицы ведомой шестерни 17 и неподвижно закреплена на этой шейке через шайбу тремя болтами 20.

Болтами 20 также затянута на конических шлицах вала 3 ступица ведомой шестерни 17. Наружная обойма подшипника 18 запрессована в стальной стакан 26, установленный в расточку корпуса конечной передачи, и зажата между торцами бурта стакана 26 и внутренней выточки опоры 19 болтами, которыми опора и стакан крепятся к корпусу конечной передачи.

Между фланцами стакана 26 и опоры 19 имеется зазор для обеспечения неподвижного закрепления обоймы подшипника.

Внутренней выточкой опора 19 плотно насажена на наружную обойму подшипника 18, в результате чего она надежно соединяется с конечной передачей.

Для уплотнения поверхностей сопряжения стакана 26 и подшипника 18 на наружную поверхность подшипника в фаску стакана установлено резиновое кольцо.

а разрез по валам; б вид сбоку; / защитный кожух; 2 болт крепления ведущего колеса; 3вал ведущего колеса; 4 корпус уплотнения ведущего вала; 5 роликовый подшипник наружного конца ведомого вала; б ведущее колесо; 7 крышка; 8 гайка; 9 роликовый подшипник наружного конца ведущей шестерни; 10 корпус конечной передачи; //ведущая шестерня; 12 предохранительная накладка; 13 болт; 14 роликовый подшипник ведущей шестерни; 15 корпус уплотнения; 16 каркасный резиновый сальник; 17 ведомая шестерня; 18 шариковый подшипник вала ведущего колеса; 19 опора; 20 болт крепления шарикового подшипника вала ведущего колеса; 21 болт крепления бугеля на опоре; 22 болт крепления бугеля; 23 бугель конечной передачи; 24 регулировочные нрскладки; 25цилиндрический штнфт; 26 стакан подшипника; 27 болт крепления корпуса конечной передачи; 28 крышка заливной горловины; 29 пробка контрольного отверстия; 30 пробка маслосливного отверстия; 31 нижняя крышка.

На цилиндрический конец опоры 19 посажен бугель 23. При помощи этого бугеля, четырех болтов 22 и двух цилиндрических штифтов 25 опора 19 прикреплена к корпусу заднего моста.

Бугель 23 имеет сквозной продольный прорез, при помощи которого при затягивании болтов 22 шейка опоры 19 неподвижно зажимается в расточке бугеля. Дополнительно бугель 23 закреплен на опоре 19 болтами 21, которые контрят проволокой. Болты 22 контрят попарно отгибными пластинами.

Для выпрессовки штифтов 25 на их резьбовые головки установлены гайки.

Таким образом, фланец корпуса каждой конечной передачи прикреплен двенадцатью болтами к боковой стенке заднего моста, а бугелем 23 к задней стенке заднего моста.

Чтобы при установке конечной передачи в ее корпусе не возникли монтажные напряжения, необходимо перед окончательной затяжкой крепежных болтов убедиться, плотно ли прилегают плоскости фланца конечной передачи и бугеля к плоскостям заднего моста.

При сборке между опорными плоскостями бугелей 23 и задней плоскостью корпуса заднего моста по длине бугеля могут образоваться клинообразные зазоры; бугель будет касаться плоскости заднего моста кромками опорных поверхностей одной из сторон. Если максимальная величина зазора больше 0,1 мм, под крепежные болты устанавливают металлические регулировочные прокладки 24. Сверху конечных передач прикреплена стальная накладка 12, предохраняющая корпус конечной передачи от протирания гусеничной цепью. Собранные с задним мостом конечные передачи средними шейками опор 19 устанавливают в расточки бугелей задних кронштейнов рамы трактора и неподвижно закрепляют в этих бугелях после закрепления соединительных кронштейнов. Таким образом, усилие, развиваемое ведущими колесами при работе трактора, через валы 3 и опоры 19 передается на раму трактора, связанную с прицепным орудием.

Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в его корпусе. Масла в конечные передачи заливают через отверстия в их корпусах, закрываемые крышками 28.

Уровень масла проверяют с помощью контрольного отверстия, расположенного на боковой стенке крышки 31, обращенной внутрь трактора. Это отверстие закрывают пробкой 29. При появлении масла из него необходимо прекратить заливку. Масло сливают через отверстие в нижней части боковой стенки крышки 31, закрываемое пробкой 30. В этой пробке для улавливания металлических частиц и продуктов износа имеется подковообразный магнит.

Реклама