Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Распределитель

Распределитель Р75-ВЗ клапанно-золотни-кового типа, трехсекционный, с независимой работой каждой секции, служит для направления, по желанию тракториста, потока масла, нагнетаемого насосом, в рабочие полости цилиндров, соединенных маслопроводами с распределителем.

Распределитель автоматически перекрывает каналы, сообщающиеся с цилиндрами, после совершения рабочего цикла в цилиндре и обеспечивает при этом свободный перепуск масла, нагнетаемого насосом, в масляный бак. Распределитель прикреплен болтами к кронштейну / (рис. 85), установленному на заднем листе капота. Для доступа к распределителю со стороны кабины в заднем листе сделан люк, закрытый специальной крышкой с овальным отверстием, через которое входят внутрь кабины рычаги управления распределителем. Основной деталью распределителя является корпус 3 с прикрепленными к нему болтами и шпильками, верхней 2 и нижней 4 крышками-. Между торцами корпуса и крышек поставлены уплотнительные паронитовые прокладка.

На корпусе распределителя установлены поворотные угольники 5, 14 и/15. Угольник 5 служит для присоединения маслопровода, связывающего распределитель с насосом; два других • для соединения распределителя с маслопроводами заднего цилиндра. Поворотные угольники закреплены болтами 7 и 18, ввернутыми в корпус. Болты угольников полые с радиальными отверстиями, которые соединяют внутренние отверстия угольников с полостями корпуса. Уплотнены угольники алюминиевыми шайбами 6, плотно прижатыми к торцам при затягивании болтов. С двух сторон на боковых поверхностях корпуса установлены штуцеры 17, служащие для присоединения стальных маслопроводов выносных цилиндров. Под штуцерами в расточках корпуса установлены резиновые уплотнительные кольца 16. На нижней крышке 4 распределителя укреплен сварной сливной патрубок 9, к которому с помощью дюритового шланга крепят маслопровод, соединяющий распределитель с баком. Между фланцем патрубка и крышкой установлена паронитовая прокладка 8.

В расточках верхней крышки 2 в сферических гнездах, образованных пластмассовыми кольцами //, установлены рычаги 13. На выступающих наружу концах рычагов 13 закреплены с помощью шпонок и резьбовых колпачков рычаги управления 19 распределителем. Другими концами рычаги 13 заведены в отверстия на верхних концах золотников. Для уплотнения этого соединения между пластмассовыми кольцами // установлены резиновые кольца 12, плотно охватывающие сферическую ступицу рычага 13. Снаружи отверстия крыш-

/ кронштейн; 2 верхняя крышка; 3 корпус распределителя; 4 нижняя крышка; 5, 14 и 15 поворотные угольники; б алюминиевая уплотннтельная прокладка; 7 и 18 болты поворотных угольников; 8 прокладка; 9 сливной патрубок; 10 пыльник; // опорные кольца сферы; 12 и 16 уплотнительные кольца; 13 рычаг; 17 штуцер; 19 рычаг управления; / подъем; II нейтральное положение; /// принудительное опускание; IV плавающее положение.

/ корпус; 2 золотник; 3 канал для подвода масла в нижнюю полость цилиндра; 4 канал перепускного клапана; 5 болт; 6 упор; 7 пробка; 8 соединительный паз; 9 направляющая втулка; 10-- пружина клапана; // полость над буртом клапана; 12 отверстие бурта клапана; 13 клапан; 14 нагнетательная полость; 15 гнездо клапана; 16 слнвиая полость: 17 соединительное отверстие; 18 уплотнительная шайба; 19гнездо клапана; 20 шариковый клапаи; 21направляющая клапана; 22 пружина; 23 регулировочный винт; 24 гайка; 25 прокладка: 26 колпачок; 27 стакан; 28 пружина; 29 резьбовая пробка; 30 пружина; 31- обойма; 32 втулка; 33 фиксатор; 34 бустер; 35 гильза; 36 регулировочный винт; 37 пружина клапана бустера; 38 направляющая клапана; 39 гнездо клапана; 40 шариковый клапан; 41 прокладка с фильтром; 42 сливной канал.

ки закрыты резиновыми пыльниками 10, прижатыми болтами к торцу крышки металлической пластиной.

Каждый рычаг управления и связанный с ним золотник тракторист может устанавливать в четыре положения: подъем орудий, нейтральное, принудительное опускание и плавающее. Корпус / (рис. 86) распределителя представляет собой чугунную отливку с тремя расточками под золотники. Расточки соединены между собой каналами, связанными с выводными резьбовыми отверстиями корпуса, в которые ввернуты присоединительные штуцеры и болты поворотных угольников. В корпусе имеются еще две расточки под перепускной и предохранительный клапаны. Все три золотника 2 одинаковой конструкции. Это стальные круглые, точно обработанные по наружному диаметру, стержни с кольцевыми проточками, осевыми и радиальными отверстиями. Благодаря высокой точности обработки расточек корпуса и наружных диаметров золотников обеспечивается плотное прилегание этих поверхностей и предотвращается перетекание масла в местах их контакта. Для достижения такой точности соединения золотники и расточки разбивают по размерам па 20 групп и устанавливают в каждую расточку 150 золотник только соответствующей одинаковой группы.

На верхних концах золотников имеются отверстия, которыми они шарнирно соединены с рычагами управления. На нижних концах смонтированы устройства для фиксации золотников в рабочих положениях и автоматического возврата их из положения подъем и принудительное опускание в нейтральное положение. Каждое устройство имеет клапан бустера автоматического устройства и фиксатор рабочих положений золотников. Клапан смонтирован в гильзе 35, ввернутой в отверстие золотника. Верхний торец гильзы прижимает к внутреннему торцу золотника прокладку 41 с фильтром и гнездо 39 клапана. В гнезде имеется сквозное отверстие, которое закрывается шариковым клапаном 40. Шарик прижимается к гнезду направляющей 38 клапана, которая находится под воздействием пружины 37 бустера. Усилие предварительного сжатия пружины регулируют винтом 36 на стенде так, чтобы клапан бустера открывался при давлении рабочей жидкости ПО 125 кГ/см2. В торцах направляющей 38 и регулировочного винта 36 есть отверстия, через которые масло проходит от клапана и давит на бустер 34, а через него воздействует на фиксирующее устройство. Оно состоит из втулки 32, пружины 30 и фиксаторов 33. Пружина поджата резьбовой пробкой 29. Фиксаторы 33 установлены в гнездах радиальных отверстиях в стенках золотника и предохраняются от выпадания неподвижной обоймой 31, бурт которой зажат в расточке между торцами нижней крышки и корпуса. Снаружи на нижнем конце золотника в штампованных стаканах установлена пружина 28. Через нижний стакан 27 пружина поджата резьбовой пробкой 29.

Перепускной клапан 13 распределителя представляет собой стержень переменного сечения со сквозным ступенчатым осевым отверстием. В средней части клапана имеется бурт, которым клапан центрируется в расточке корпуса. Верхний хвостовик клапана центрируется в направляющей втулке 9, которая вместе с упором 6 поджата болтами 5.

Сверху торец направляющей втулки закрыт пробкой 7, служащей опорой пружины 10. На наружной поверхности направляющей втулки имеются два диаметрально противоположных паза 8, соединяющих полость // над буртом клапана с каналом 4 корпуса распределителя. Нижний конец перепускного клапана выполнен в виде бурта грибковой формы, которым клапан под действием пружины опирается на гнездо 15, запрессованное в корпус. Осевое отверстие, проходящее по всей длине клапана, соединяет сливную полость 16 распределителя с полостью, расположенной над хвостовиком клапана и обеспечивает свободное заполнение ее маслом или выход из нее масла при перемещении клапана.

Для герметизации отверстия перепускного клапана в канавке пробки 7 установлено резиновое кольцо, а под упор 6 подложена прокладка.

Предохранительный клапан состоит из гнезда 19, ввернутого в корпус распределителя, шарикового клапана 20, направляющей 21, пружины 22, регулировочного винта 23, гайки 24, колпачка 26 и уплотнительной шайбы 18. Между корпусом, гайкой и колпачком поставлены две прокладки 25. Полость в гнезде клапана соединена отверстием 17 с полостью 11 над буртом перепускного клапана. Масло, проходящее через клапан во время его работы, поступает в сливной канал корпуса распределителя и сливается в бак. Клапан регулируют на давление 130+5 кГ/см2 и пломбируют.

Рассмотрим работу распределителя при всех четырех положениях рычагов управления. Поскольку устройства всех золотников и их фиксирующих устройств одинаковы, достаточно проследить за работой распределителя при перемещениях одного золотника, изображенного на рисунке 87, пользуясь одновременно рисунком 86, в котором даны цифровые обозначения деталей и показано полностью устройство распределителя.

В нейтральное положение (рис. 87, а) золотник устанавливается автоматически после окончания рабочего цикла в присоединенном цилиндре. В этом положении золотник перекрывает проход масла к штуцерам верхней и нижней полостей цилиндра. Одновременно через верхние кольцевые проточки-золотников полость // (рис. 86) над цилиндрическим буртом перепускного клапана соединяется со сливной полостью 16 распределителя и баком.

Давление масла, нагнетаемого насосом в полость 14 и не имеющего выхода к цилиндру, увеличивается и воздействует на бурты перепускного клапана 13. При этом часть масла проходит через отверстие 12 в цилиндрическом бурте, но проходное сечение этого отверстия недостаточно для пропуска всего масла, поступающего в полость 14.

Так как полость // над верхним торцом цилиндрического бурта клапана соединена со свободным сливом в бак, давление в полости 14 на нижний торец цилиндрического бурта стремится поднять клапан вверх. Этому препятствует грибковый бурт клапана, который

прижимается к гнезду 15 пружиной 10 и силой давления масла в полости 14. Однако площадь торца грибкового бурта значительно меньше площади торца цилиндрического бурта и поэтому с возрастанием давления в полости 14 сила, воздействующая на цилиндрический бурт, увеличивается, преодолевает сопротивление грибкового бурта и, сжимая пружину клапана, поднимает его. Перепускной клапан открывается. Масло через открывшийся клапан и сливной патрубок нижней крышки будет поступать в бак и циркулировать в системе масляный бак насос распределитель масляный бак. Золотник при этом неподвижен.

Его положение фиксируется пружиной 28. Для обеспечения правильного положения золотника в корпусе расстояние между наружными торцами стаканов 27 делают точно равным расстоянию между внутренней обработанной опорной поверхностью нижней крышки и нижним торцом обоймы 31.

При нейтральном положении, ввиду того что золотник запирает выход масла из верхней и нижней полостей цилиндра и разъединяет их, поршень цилиндра неподвижен и удерживает через механизм навески сельскохозяйственное орудие на тракторе в определенном заданном положении.

Для подъема навесного орудия рычаг управления 19 (рис. 85) распределителем устанавливают в крайнее верхнее положение. При этом рычаг 13, поворачиваясь в сферическом гнезде, перемещает золотник вниз до тех пор, пока шарики фиксирующего устройства золотника (рис. 86) под воздействием конуса втулки 32 не войдут в нижнюю кольцевую расточку обоймы 31 и зафиксируют золотник (рис. 87,6).

При этом золотник установленным на нем верхним стаканом 27 дополнительно сожмет пружину 28. Однако рассчитана пружина так, что развиваемое ею усилие после дополнительного сжатия еще недостаточно для вывода фиксирующих шариков из кольцевой расточки обоймы 31 и возвращения золотника в нейтральное положение.

Перемещенный вниз золотник откроет проход масла из нагнетательной полости 14 в канал 3, соединенный с нижней полостью цилиндра. Одновременно другой кольцевой проточкой золотник соединит верхнюю полость цилиндра со сливной полостью 16 распределителя и с баком. Кроме того, верхним цилиндрическим концом золотник перекроет канал 4 и отсоединит полость // над буртом перепускного клапана от сливной полости распределителя. Вследствие этого давление в полости //, связанной с нагнетательной полостью 14 распределителя отверстием 12, уравняется. Перепускной клапан под действием пружины опустится и перекроет проход масла от насоса в сливную полость распределителя и масляный бак. Поток масла изменит направление. Через канал 3 распределителя и маслопровод масло будет поступать в нижнюю полость цилиндра и, преодолевая сопротивление, перемещать поршень вверх до тех пор, пока он не упрется в верхнюю крышку цилиндра. При этом будет осуществлен подъем навесного орудия.

При дальнейшем нагнетании масла повысится давление в магистрали насос силовой цилиндр. Под действием его откроется шариковый клапан 40, связанный с нагнетательной полостью распределителя через наклонные сверления в проточке золотника. Масло из нагнетательной полости пройдет через клапан, отверстие регулировочного винта 36 и, воздействуя на бустер 34, переместит вниз его и втулку 32. Шарики фиксирующего устройства выйдут из кольцевой расточки обоймы 31 и под действием пружины 28 золотник и шарнир-но связанный с ним рычаг управления переместятся в нейтральное положение. Верхняя кольцевая проточка золотника через канал 4 соединит полость // над цилиндрическим буртом перепускного клапана со сливным каналом 42 распределителя и с масляным баком.

Вследствие этого давление в полости // резко снизится и под действием масла, нагнетаемого насосом в полость 14, перепускной клапан переместится вверх и откроет выход потоку масла в сливную полость 16. В итоге распределитель работает, как было описано выше, при нейтральном положении золотника.

В положение принудительное опускание золотник распределителя устанавливают при работе трактора с навесными или прицепными гидрофицированными орудиями, требующими приложения значительного усилия для принудительного заглубления или опускания рабочих органов.

Рычаг управления 19 (рис. 85) перемещают в положение принудительное опускание из нейтрального вниз до ощущения рукой четкой его фиксации. Золотник, увлекаемый рычагом 13, будет подниматься, сжимая пружину 28 (рис. 86 и 87,s) фиксирующего устройства. Шариковые фиксаторы 33, перемещаясь вместе с золотником, под действием конуса втулки 32 войдут в среднюю кольцевую канавку обоймы 31 и будут удерживать золотник в этом положении. Кольцевой проточкой золотник соединит нагнетательную полость 14 распределителя с верхней полостью цилиндра.

Одновременно другой кольцевой проточкой золотник соединит нижнюю полость цилиндра через канал 42 со сливной полостью распределителя и масляным баком. Верхним цилиндрическим концом золотник перекроет канал 4, соединяющий полость //над буртом перепускного клапана со сливной полостью и масляным баком. Давление в полостях // над буртом и 14 под буртом перепускного клапана, соединенных между собой отверстием 12, уравняется, и клапан под действием пружины прижмется к гнезду. Масло будет поступать в верхнюю полость цилиндра и, преодолевая сопротивление на штоке, перемещать поршень вниз до тех пор, пока он не упрется в нижнюю крышку цилиндра. При этом масло, вытесняемое из нижней полости цилиндра, будет через сливную полость распределителя поступать в масляный бак. Как только прекратится перемещение поршня, под возросшим давлением откроется клапан бустера автоматического устройства золотника и переместятся вниз бустер и втулка 32. Фиксаторы 33 выйдут из кольцевой канавки обоймы 31, и золотник под действием пружины 28 переместится вместе с рычагом управления в нейтральное положение. При этом полость // над буртом перепускного клапана через верхнюю кольцевую проточку золотника и канал 4 соединится с баком. Давление в полости // резко уменьшится, и нагнетаемое в полость 14 масло поднимет перепускной клапан. В результате этого откроется путь потоку масла из нагнетательной полости 14 в сливную полость 16 и далее в масляный бак, а распределитель начнет работать при нейтральном положении золотника.

Плавающее положение золотников (рис. 87,г) используют для работы с навесными орудиями, которые опускаются на почву под собственным весом и не требуют принудительного заглубления рабочих органов. При этом положении обеспечивается свободное копирование орудиями рельефа почвы независимо от того, имеет ли шток цилиндра жесткую связь с орудиями через механизм навески или эта связь отсутствует.

Для установки золотника в плавающее положение рычаг управления (рис. 85) из нейтрального положения переводят без остановки в положение принудительное опускание в крайнее нижнее положение. Шариковые фиксаторы 33 (рис. 86 и 87,г), перемещаясь вместе с золотником вверх, под действием конуса втулки 32 войдут в верхнюю кольцевую расточку обоймы 31 и будут удерживать золотник в этом положении. Перемещаясь, золотник дополнительно сожмет пружину 28 и кольцевыми проточками соединит через канал 42 и сливную полость 16 распределителя верхнюю и нижнюю полости цилиндра с баком.

Одновременно цилиндрическими буртами золотник перекроет доступ масла, нагнетаемого насосом к этим полостям.

Под действием веса опускающегося орудия масло, вытесняемое поршнем из нижней полости цилиндра, будет поступать в бак.

Так как полость // над буртом перепускного клапана через кольцевую проточку золотника будет связана со сливной полостью распределителя и масляным баком, поток масла, нагнетаемого насосом, воздействуя на перепускной клапан, откроет его и направится в бак.

Золотники из плавающего положения в положение подъем устанавливают вручную, переводя рычаги из крайнего нижнего в крайнее верхнее положение. Под действием усилия, передаваемого золотнику через рычаг управления, слагающегося с усилием пружины 28, шариковые фиксаторы 33 отожмут втулку 32 вниз, выйдут из кольцевой канавки обоймы 31 и освободят золотник. После подъема орудий рычаг управления автоматически установится в нейтральное положение.

Предохранительный клапан у исправного распределителя постоянно закрыт независимо от рассмотренных выше положений рычагов управления распределителем. Если же автоматическое устройство золотника неисправно и не возвращает в нейтральное положение золотник из положений подъем и принудительное опускание, давление в нагнетательной полости 14 (рис. 86) и в соединенной с ней отверстием 12 полости // поднимается выше необходимого для нормальной работы распределителя. Через соединительное отверстие 17 повышенное давление будет воздействовать на шариковый клапан 20 и отодвигать его от гнезда. Часть масла из полости 11 над буртом перепускного клапана направляется через предохранительный клапан в сливную полость распределителя и масляный бак. Это приводит к снижению давления в полости //, и масло, нагнетаемое насосом в полость 14, поднимает перепускной клапан. Открывается проход масла в сливную полость и масляный бак. Однако перекачивание масла в этом случае будет происходить при очень высоком давлении в нагнетательной трассе гидросистемы и быстром нарастании температуры масла.

Поэтому для предотвращения длительной работы предохранительного клапана рычаги управления распределителем при отсутствии их автоматического возврата из положения подъем или принудительное опускание, переводят в нейтральное положение вручную.

Необходимо знать, что автоматический возврат рычагов управления из положений подъем и принудительное опускание нейтральное может произойти при неполном подъеме или заглублении орудий, если нагрузка на штоке цилиндра превысит допустимую. Объясняется это тем, что повышение сопротивления на штоке цилиндра приводит к увеличению давления масла в нагнетательной трассе гидросистемы. Когда давление достигнет 110125 кГ/см2, откроется клапан бустера автоматического устройства, отрегулированный на это давление, и независимо от положения поршня в нагруженном силовом цилиндре золотник распределителя переместится в нейтральное положение. Нельзя в этом случае придерживать рычаги управления распределителем в положении подъем или принудительное опускание, так как при дальнейшем повышении давления масла в гидросистеме до 130135 кГ/см2 сработает предохранительный клапан, а это вызовет перегрев масла. Поэтому для обеспечения полного хода поршня силового цилиндра, а вместе с этим и полного подъема или заглубления орудий необходимо, чтобы создаваемое ими на штоке силового цилиндра сопротивление не вызывало повышения давления в гидравлической системе более 100 кГ/см2.

Реклама