Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Механизм навески

Механизм навески служит для присоединения к трактору навесных орудий и установки их в рабочее и транспортное положения. Он состоит из подъемных рычагов с верхней тягой, смонтированных на верхней оси, нижних тяг с блокировочным устройством, установленных на нижней оси, и раскосов, связывающих подъемные рычаги с нижними тягами. Закреплен механизм сзади трактора на специальных кронштейнах рамы с помощью сварных стоек (рис. 92). Правая и левая стойки одинаковой конструкции. Они состоят из наклонных 2 и вертикальных 24 стержней, верхние концы которых приварены к головкам 4 верхней оси, а нижние к кронштейнам / и вилкам 23. Кронштейны / наклонных стержней прикреплены каждый тремя болтами к задним фланцам рамы, причем центральные верхние болты выполнены специальными и плотно посажены в отверстиях сопряженных деталей, исключая их взаимное перемещение. Вилки 23 вертикальных стержней закреплены в выступающих ушках соединительных кронштейнов рамы с помощью цилиндрических пальцев с головками. В расточках головок 4 установлена концами гладкая цилиндрическая верхняя ось 27, закрепленная в головках крышками 26 с помощью болтов. Для обеспечения жесткой связи правой и левой стоек, а также фиксации и исключения поворота верхней оси в ней просверлены глухие отверстия, в которые вставлены при сборке концы штифтов, запрессованных в расточках головок 4.

а вид сбоку; б двухточечная наладка; в трехточечная наладка; 1 кронштейн стойки; 2 и 24 стержни стоек; 3штырь; 4 головка верхней оси; 5 соединительные отверстия; 6 вилка верхней тяги; 7опорная шайба; 8, 18 и 34 пальцы: 9внутренняя пружина; 10 наружная пружина; //, 15 и 17 винты; 12, 16 и 44 регулировочные муфты; 13 задний винт; 14 серьга раскоса; 19 вилка раскоса; 20 быстросъемный палец; 21 серьга блокировочной цепи; 22 палеи прицепной скобы: 23 вилка стойки; 25 палец рычага штока; 26 крышка верхней оси; 27 верхняя ось; 28 подъемный левый рычаг; 29 -рычаг штока; 30 вал рычагов; 3/ ограничитель; 32 --траверса верхней тяги; 33 центральная головка; 35 специальный болт; 36 нижняя ось; 37 упор; 38 подъемный правый рычаг; 39 боковая головка; 40 задняя головка; 41 чека; 42 палец раскоса; 43 палец верхней тяги; 45 обойма; 46 уплотнительное кольцо; 47 -- винт блокировочной цепи; 48 стремянка; 49 специальное звено; 50 планка фиксатора; 51 фиксатор; 52 труба нижних тяг; 53 болт; 54 направляющий штифт; 55 крышка; 56 вилка нижних тяг; 57 пресс-масленки; 58 прицениая скоба.

На верхней оси 27 свободно вращается полый вал 30, опирающийся на ось чугунными втулками, запрессованными с торцов во внутренние расточки вала. На шлицевых концах вала 30 неподвижно установлены подъемные рычаги 28 и 38. На левом конце вала, охватывая с двух сторон ступицу подъемного рычага 28, расположена ступица рычага 29 штока, свободно вращающаяся на валу. Рычаг штока соединен с головкой штока цилиндра пальцем 25. Для предотвращения провертывания пальца в отверстии рычага штока и износа этих отверстий палец надежно затянут корончатой гайкой. В средней части к валу 30 шарнирно прикреплена верхняя центральная тяга механизма навески, состоящая из вилки 6 с приваренной к ней трубой, амортизатора, заднего винта 13 и регулировочной муфты 12.

Вилка 6 своими рожками с установленными в них и зажатыми с помощью болтов втулками шарнирно соединена с цилиндрическими упорами траверсы 32, свободно вращающейся на валу 30. От осевого смещения траверса фиксируется ограничителями 31, закрепленными установочными болтами в глухих отверстиях вала. При этом система отверстий на валу расположена так, что траверсу можно зафиксировать в трех положениях: по оси трактора, смещенной вправо на 58 мм и на 116 мм. Это позволяет регулировать положение верхней тяги при необходимости смещения орудий от оси трактора для обеспечения наивыгоднейших условий агрегатирования. Трущиеся поверхности втулок вала 30 и верхней оси 27, а также вала и траверсы 32 смазывают через масленки 57.

Амортизатор верхней тяги, двустороннего действия, смонтированный на трубе вилки 6, предназначен для смягчения толчков, возникающих в навесном механизме при продольном раскачивании орудий в транспортном и рабочем положениях. Он состоит из наружной 10 и внутренней 9 пружин, двух опорных шайб 7 и установленных в них пальцев 8. Пальцы проходят через овальные отверстия трубы и вставленного в нее гладкого конца винта //. Если усилие, растягивающее верхнюю тягу, превысит силу предварительного сжатия пружин, то винт 11 начнет выдвигаться наружу из трубы, увлекая за собой через палец 8 опорную шайбу 7, расположенную у вилки 6, и дополнительно сжимая пружины до тех пор, пока сила, растягивающая тягу, не уравновесится противодействующей силой сжимаемых пружин. При сжатии верхней тяги винт // вдвигается внутрь трубы, сжимая пружины опорной шайбой 7, расположенной ближе к середине тяги. Упругий ход амортизатора ограничен упором пальцев 8 во внутренние кромки овальных отверстий трубы. Задний винт 13 верхней тяги имеет плоскую головку и резьбовой хвостовик. В головке установлен сферический шарнир. Он состоит из двух неподвижных обойм, закрепленных в головке с помощью заклепок, и шара, вращающегося между ними. По мере износа детали шарнира можно заменять без замены винтов, в которых они установлены. В отверстии шара установлен палец 43, которым тяга соединяется со стойкой навесного орудия. Палец фиксируется от выпадания чекой 41 с пружинным кольцом. Резьбовые концы винтов 11 а 13, имеющие разное направление резьб, соединены регулировочной муфтой 12. Разрезные концы муфты стягиваются болтами для предотвращения износа резьбовых поверхностей и самопроизвольного изменения длины тяги.

Нижняя ось 36 механизма навески прикреплена к соединительным кронштейнам рамы при помощи бугелей прицепного устройства. В правый конец ее запрессован штифт, который при установке оси заходит в отверстие кронштейна и удерживает ее от вращения и осевого перемещения. На оси установлены две боковые 39 и одна центральная 33 головки, служащие для крепления нижних тяг. В сферические расточки головок вложены шары, обеспечивающие свободное вращение головок относительно оси в необходимых пределах. От осевого перемещения вдоль нижней оси головки удерживаются упорами 37, закрепленными цилиндрическими пальцами с головками. Боковые головки 39 поставлены на оси в определенное положение. Центральную головку можно устанавливать как по оси трактора, так и смещать от нее вправо на 51 мм и 102 мм. Для фиксирования головки во всех положениях на оси предусмотрена система отверстий под пальцы упоров 37. Передвигают центральную головку с нижними тягами одновременно со смещением верхней тяги на ту же величину. Правая и левая нижние тяги состоят каждая из вилки 56, трубы 52 с телескопическим устройством, задней головки 40. Вилка правой тяги крепится к центральной головке жестко при помощи специального болта 35 и цилиндрического пальца 34. Вилка левой тяги связана с центральной головкой шарнирно только одним пальцем 34. При соединении с боковыми головками 39 нижней оси вилки 56 крепятся жестко болтом 35 и пальцем 34 каждая. Цилиндрический хвостовик вилки у нижних тяг входит в трубу 52 до упора и фиксируется в ней быстросъемным пальцем 20 через отверстия, просверленные в трубе и хвостовике. В задние концы труб 52 вварены головки 40. На них установлено по два шарнира, конструкция которых аналогична конструкции шарнира заднего конца верхней тяги. Задние шарниры головок 40 служат для соединения тяг с навесными орудиями, средние для крепления вертикальных раскосов. Для быстрого и удобного совмещения отверстий шаровых шарниров задних головок с присоединительными проушинами навесного орудия в каждой нижней тяге предусмотрено телескопическое устройство. Оно позволяет при снятом пальце 20 удлинять тягу в пределах 080 мм за счет перемещения трубы 52 по хвостовику вилки. Чтобы предотвратить угловой разворот трубы, в хвостовик запрессовывают штифты 54, которые своими концами перемещаются вдоль пазов, нарезанных в трубе и закрытых крышками 55.

Пальцы 20 ставят на место после присоединения и подъема орудия, когда под действием его веса труба переместится по хвостовику до упора в торец вилки 56 и в результате чего точно совместятся соединительные отверстия под палец в трубе и хвостовике вилки.

Быстросъемность и надежность фиксации пальца 20 обеспечиваются надетой на него пружиной и приваренным к головке пальца стержнем, конец которого заведен в скобу, приваренную к трубе тяги. Пружина, упираясь в головку пальца, прочно удерживает стержень в скобе, исключая проворот и выпадание пальца. Для установки или снятия пальца 20 сжимают пружину и, поворачивая палец, выводят из скобы или заводят в нее конец стержня. Тяги фиксируют на навесном орудии от спадания чеками с пружинными кольцами, подобными чеке 41, установленной на верхней тяге. Чеки крепят к тягам на цепочках. При отъединении орудия их устанавливают в специальные скобки. Кроме того, на головках установлены стремянки 48, к которым присоединены блокировочные цепи. Блокировочное устройство нижних тяг служит для предотвращения раскачивания поднятых в транспортное положение орудий в поперечной плоскости. Оно состоит из двух цепей, передние концы которых через серьги 21 укреплены на нижних торцах бугелей прицепной скобы пальцами 22, а задние установлены на стремянках тяг. Длину цепей изменяют при поднятом положении орудия, вращая регулировочные муфты 44, в резьбовые отверстия которых ввернуты винты 47.

Цепи должны быть натянуты так, чтобы при поворотах трактора с поднятым орудием задние концы нижних тяг перемещались в поперечной плоскости не более чем на 30 мм в ту и другую сторону. Для исключения само-отворачивання муфт на концы их надеты и завальцованы обоймы 45 с запрессованными внутрь уплотняющими резиновыми кольцами 46. Кольца плотно охватывают стержни винтов 47, выполняя роль контрящих элементов и одновременно защищая резьбовые соединения от загрязнения и коррозии.

При опущенном рабочем положении орудия блокировочные цепн свободно провисают, обеспечивая (в определенных пределах) свободный поворот трактора относительно орудия.

При работе трактора с прицепными орудиями передние концы блокировочных цепей переставляют с нижней на верхнюю плоскость бугелей прицепного устройства и крепят в этом положении пальцами прицепной скобы. Работа с прицепными орудиями при креплении блокировочных цепей на нижней плоскости бугелей запрещается, так как это приводит к изгибу регулировочных муфт.

Нижние тяги и подъемные рычаги соединены раскосами. Они состоят из вилки 19, нижнего винта 17, регулировочной муфты 16, верхнего винта 15 и серьги 14. Вилки охватывают головки нижних тяг и прикреплены к ним шарнирно цилиндрическими пальцами. Верхние концы раскосов свободно вращаются на пальцах, закрепленных неподвижно болтами в отверстиях задних головок подъемных рычагов 28 и 38. Для предотвращения выпадания пальцев из отверстий из-за ослабления крепления в них сделаны полукруглые кольцевые канавкн, в которые входят стяжные болты. При работе с орудиями, имеющими одно опорное колесо (плуги), вилку 19 жестко соединяют с винтом 17 пальцем 18. При работе с навесными орудиями, имеющими в поперечной плоскости два опорных колеса (сеялки, культиваторы и др.), раскосы устанавливают на свободный ход. Для этого пальцы 18 вставляют в запасные отверстия в приливах вилок. Свободный ход раскосов обеспечивает равномерность обработки широкозахватными орудиями почвы по глубине в поперечной плоскости. Разъединение винтов 17 и вилок 19 во время подъема орудия при установке раскосов на свободный ход предотвращается буртами на нижнем конце винтов, на которые вилки опираются обработанными торцами. Верхние концы раскосов в зависимости от вида наладки

механизма навески устанавливают, переставляя пальцы 42 как с левой, так и с правой стороны задних головок подъемных рычагов. Это предотвращает наклон раскосов в поперечной плоскости при смещении нижних тяг вправо от оси трактора. На головке одного из пальцев, соединяющих верхние концы раскосов с подъемными рычагами, имеется отверстие для фиксатора 51. Его используют для установки верхней тяги в транспортное положение при работе трактора без навесных и полунавесных орудий. Фиксатор, установленный в отверстии пальца, удерживается от выпадания гайкой, законтренной шплинтом. На другом конце фиксатора запрессован штифт. При установке тяги в транспортное положение свободный конец фиксатора вводят в окно регулировочной муфты 12 и на него надевают планку 50 с фигурным пазом, закрепленную на цепочке. Выступающие концы штифта препятствуют спаданию планки, в результате чего тяга удерживается на фиксаторе. Если при установке тяги окно муфты 12 окажется закрытым винтами амортизатора и задней головки, нужно вращать муфту до тех пор, пока не освободится проход для фиксатора.

В отличие от прицепных навесные орудия соединяют с трактором в двух или трех точках: одной верхней и одной нижней или одной верхней и двух нижних. Верхней точкой А (рис. 93) соединения орудия с трактором является передний конец верхней тяги, установленный на траверсе верхней оси. Нижними точками соединения служат головки нижних тяг, расположенные на нижней оси. При соединении нижних тяг на одной центральной головке получается вторая точка соединения орудия с трактором. Установка верхней и нижних тяг по такой схеме представляет собой двухточечную наладку механизма навески.

При установке нижних тяг на боковые головки нижней оси получают две нижние точки соединения орудия с трактором. В сочетании с верхней точкой образуется трехточечная связь или трехточечная наладка механизма навески. При такой наладке блокировочные цепи удлиняют с помощью запасных звеньев 49, установленных на стремянках нижних тяг.

В зависимости от особенностей конструкции навесных и полунавесных орудий применяют двух или трехточечную схему. Схема наладки механизма навески для каждого навесного или полунавесного орудия приводится в инструкции по эксплуатации этого орудия.

Применение дополнительной верхней точки соединения орудий с трактором необходимо для подъема и продольной устойчивости навесных орудий с одним опорным колесом (плуги) или с двумя колесами, расположенными в одной поперечной плоскости относительно продольной оси трактора (сеялки). При работе с такими орудиями силы сопротивления обрабатываемого пласта почвы, воздействуя на рабочие органы орудия, стремятся повернуть его относительно шарнирных точек соединения нижних тяг механизма навески с орудием в сторону трактора. Этому препятствует верхняя тяга, задний конец которой установлен на стойке навесного орудия, жестко связанной с его рамой. При подъеме навесных орудий и переездах трактора с поднятыми орудиями верхняя тяга удерживает их от поворота относительно задних шарниров нижних тяг в продольно-вертикальной плоскости. В поперечной плоскости устойчивое положение навесных и полунавесных орудий с одним опорным колесом или двумя опорными колесами, расположенными в плоскости движения трактора, обеспечивается вертикальными раскосами. При этом вилки и нижние винты раскосов жестко соединяют пальцами.

Подъем навесных орудий происходит следующим образом. При нагнетании масла в нижнюю полость цилиндра поршень вместе со штоком перемещается вверх. Шток свободно поворачивает соединенный с ним рычаг 29 (рис. 92) до тех пор, пока опорная площадка рычага не упрется в такую же площадку на нижней стороне левого подъемного рычага. После этого подъемные рычаги вместе с рычагом 29 будут поворачиваться вверх, пока поршень не упрется в верхнюю крышку цилиндра. Нижние тяги, соединенные с подъемными рычагами раскосами, будут также подниматься вместе с присоединенным к ним навесным орудием. Верхняя тяга, соединенная со стойкой навесного орудия, будет поворачиваться вверх одновременно с нижними тягами. При этом между рамой орудия и поверхностью почвы образуется угол, величина которого в зависимости от высоты стоек навесных орудий будет находиться в пределах 1025°. Благодаря такому углу предотвращается задевание орудия за почву при переездах трактора по пересеченной местности. Ударные нагрузки, возникающие в звеньях механизма навески и узлах навесных орудий при переездах трактора по неровностям почвы, смягчаются амортизатором верхней тяги. Кроме того, амортизатор способствует уменьшению раскачивания трактора.

В сравнении с прицепными навесные орудия имеют меньший вес. Нижние тяги механизма навески крепят на орудиях на такой высоте, при которой в момент заглубления их образуется наклон нижних тяг в сторону трактора.

Этот наклон приводит к возникновению вертикальных составляющих от сил, действующих вдоль тяг, которые, складываясь с весом навесного орудия, обеспечивают его заглубление при любом фоне почвы.

При работе трактора с навесными орудиями, имеющими значительную длину (плуги, культиваторы и др.), расстояние АБ (рис. 93) между точками крепления верхней тяги постоянно меняется вследствие сжатия амортизатора верхней тяги.

Амортизатор предотвращает возникновение в звеньях механизма навески чрезмерных нагрузок и улучшает копирование агрегатом рельефа почвы.

При работе трактора с навесными орудиями, которые заглубляются принудительно, левый подъемный рычаг 28 (рис. 92) и рычаг штока 29 соединяют жестко пальцем, устанавливаемым в отверстия 5. Запрещается вставлять палец в отверстия 5 при работе с плугами, культиваторами, сеялками и другими машинами и орудиями, не требующими принудительного заглубления, так как это может вызвать их поломку.

Опускание навесных орудий, не требующих принудительного заглубления, и их работа происходят при плавающем положении рычагов распределителя.

Реклама