Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Трактор ДТ-75

Механизм распределения

Механизм распределения состоит из распределительного вала / (рис. 10), впускных 7 и выпускных 8 клапанов, пружин клапанов, передаточного механизма и распределительных шестерен. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала через распределительные шестерни. Клапаны перемещаются распределительным валом с помощью передаточного механизма. Для облегчения пуска двигателя в механизме распределения предусмотрен декомпрессионный механизм, располагаемый на головке цилиндров. Распределительный вал установлен в трех опорах блок-картера. Восемь кулачков вала соответствуют расположению клапанов и порядку работы двигателя. Впускные и выпускные кулачки имеют одинаковый профиль. Диаграмма фаз газораспределения приведена на рисунке 11. К центрирующему пояску переднего фланца распределительного вала прикреплена болтами шестерня 2 (см. рис. 10). Положение шестерни относительно кулачков вала определяется штифтом 4, запрессованным во фланец вала.

Осевое перемещение распределительного вала ограничивается с одной стороны буртом передней шейки вала, который упирается в бурт втулки передней опоры вала, а с другой стороны подпятником 3, запрессованным в торец вала. Подпятник упирается в винт, ввернутый в крышку картера распределительных шестрпрн.

Передаточный механизм состоит из толкателей, штанг, коромысел, их осей, а также стоек. Толкатель 5 имеет форму стакана. В сферическую выточку донышка толкателя упирается шаровой конец штанги 6. Оси толкателей смещены относительно кулачков, вследствие чего толкатели во время работы проворачиваются, что способствует равномерному износу их рабочих поверхностей.

Коромысло 27 клапана стальное, штампованное. Плечо коромысла, нажимающее на клапан, имеет закаленную цилиндрическую головку. В противоположное плечо ввернут регулировочный винт 25 со сферической выемкой для верхнего наконечника штанги. При помощи винта регулируют зазор между торцом стержня клапана и коромыслом. Регулировочный винт стопорится контргайкой 26.

Коромысла качаются на двух пустотелых осях 22, установленных на четырех стойках 17, и прижимаются к ним пружинами 19 и 21. Два крайних коромысла удерживаются от перемещения по осям 22 стопорными кольцами 23.

Через внутренние отверстия осей 22, соединяемых между собой втулкой 20, подводится

смазка к опорам коромысел. Масло к осям коромысел подается по каналу в головке цилиндров через соединительную трубку 24. Стойки 17 осей коромысел крепятся к головке цилиндров при помощи шпилек 29 и гаек 28. Шпильки 29 используются также для крепления крышки колпака клапанного механизма. Клапаны перемещаются в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головку цилиндров. Диаметр тарелки впускного клапана 52 мм, выпускного 45 мм.

Рабочие фаски клапанов выполнены под углом 45°. Фаски притирают к седлам головки цилиндров. Клапаны плотно прижимаются к седлам двумя пружинами 33 и 34. Пружины нижним торцом упираются в головку цилиндров, а верхним в тарелку 31, закрепленную на стержне клапана при помощи сухариков 30. На стержне клапана установлено предохранительное кольцо 32, предотвращающее попадание клапана в цилиндр при обрыве стержня. Распределительные шестерни стальные, размещаются в специальном картере. От шестерни коленчатого вала вращение передается к промежуточной шестерне 35, свободно вращающейся на опорном пальце, запрессованном в блок-картер. В центральное отверстие промежуточной шестерни запрессована бронзовая втулка. От осевого перемещения шестерня удерживается с одной стороны буртом пальца, с другой шайбой, прикрепленной к торцу пальца двумя болтами. С промежуточной шестерней находятся в зацеплении шестерня распределительного вала и шестерня 36 привода топливного насоса и счетчика моточасов, установленная на цилиндрической поверхности установочного фланца топливного насоса. От шестерни распределительного вала приводится во вращение шестерня 4 (рис. i2) привода гидравлического насоса. Все распределительные шестерни (кроме шестерен привода масляного насоса) косозубые.

Для обеспечения правильного положения распределительного вала двигателя и кулачкового вала топливного насоса относительно коленчатого вала шестерни 3, 5, 6 и 7 устанавливают по меткам. На шестерне 3 коленчатого вала нанесена метка К, на шестерне 5 распределительного вала метка Р, на шестерне 7 привода топливного насоса метка Т. Соответствующие метки К. Р и Т имеются на промежуточной шестерне 6. При установке шестерен проверяют боковой зазор между зубьями, который должен быть для новых шестерен в пределах 0,1 0,3 мм. На ступицу шестерни коленчатого вала напрессована прямозубая шестерня 2 привода масляного насоса, которая приводит во вращение шестерню /, сидящую на валике масляного насоса.

Декомпрессионный механизм предназначен для облегчения запуска двигателя и прокручивания коленчатого вала вручную при регулировках.

Он состоит из двух валиков 16 (см. рис. 10), вращающихся в отверстиях стоек коромысел; рычага 12 управления декомпрессионный механизмом с валиком 15, расположенным в отверстии корпуса декомпрессионного механизма; корпуса 13, прикрепленного к крышке колпака головки цилиндров; рукоятки 9, сидящей на оси 10; соединительной тяги 11.

Валики 16 соединены между собой торцовыми выступами и пазами. На валиках имеются срезы, расположенные против каждого клапана.

При выключенном положении рукоятки 9 валики своими срезами обращены в сторону коромысел клапанов и не препятствуют полному их закрытию. При повороте рукоятки во включенное положение валики, поворачиваясь, цилиндрической поверхностью упираются в коромысла и открывают все клапаны. Поворот рукоятки от одного положения до другого ограничивается упорами на рычаге 12 и корпусе 13. Рукоятка удерживается в крайних положениях при помощи фиксатора. Уход за механизмом распределения. Уход за механизмом распределения заключается в проверке и регулировке зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла, проверке герметичности клапанов и осевого перемещения распределительного вала.

Увеличение зазора между торцом стержня клапана и бойком коромысла вызывает стук клапана. При уменьшении зазора вследствие неплотного прилегания обгорают фаски выпускных клйпанов, заедают стержни в направляющих втулках. Мощность двигателя падает, и увеличивается удельный расход топлива. Зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на холодном двигателе должен быть для впускных клапанов 0,4 мм, для выпускных 0,45 мм. Для проверки и регулировки зазора необходимо поднять боковины верхнего щита капота, снять крышку колпака головки цилиндров, предварительно очистив ее от грязи, и включить декомпрессионный механизм. Поворачивая коленчатый вал рукояткой, установить поршень первого цилиндра в в. м. т. в конце такта сжатия. В этом случае оба клапана первого цилиндра будут закрыты. Поршень устанавливают в в. м. т. при помощи установочной шпильки, ввернутой в картер маховика. Для этого вывертывают ее из картера, вставляют ненарезанным концом в то же отверстие и проворачивают маховик до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие. Выключив декомпрессионный механизм, проверяют щупом зазор и, если необходимо, регулируют его винтом коромысла. Регулировать зазоры между торцами стержней клапанов и бойками коромысел остальных цилиндров рекомендуется в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 13 42. Для регулировки зазоров в каждом следующем цилиндре нужно проворачивать коленчатый вал на пол-оборота. После регулировки зазоров ставят на место крышку колпака и закрывают боковины верхнего щита капота. Проверяют плотность прилегания клапанов к гнездам головки цилиндров и, если необходимо, притирают клапаны при техническом уходе № 3 через 960 ч работы двигателя. Для притирки клапанов необходимо снять головку цилиндров и разобрать клапанный механизм. Перед притиркой очищают от нагара и промывают в керосине клапаны, гнезда клапанов и направляющие втулки. Наносят на гнездо слой пасты ГОИ № 0 или слой притирочной мази, состоящей из чистого автотракторного масла и наждачного порошка № 0. Подкладывают под клапан слабую пружину и притирают его к гнезду при помощи специального приспособления или ручной дрели. В процессе притирки поворачивают клапан на Уз оборота в одну и другую сторону, слегка прижимая и отпуская его. Клапан притирают до тех пор, пока на его фаске не появится матовая ровная кольцевая полоска шириной не менее 1,5 мм. Разность ширины притертой полоски не должна превышать 0,6 мм.

При использовании притирочной мази необходимо дополнительно притереть клапан мазью с наждачным порошком N° 00, пока не будут выведены риски на притираемых поверхностях. По окончании притирки промывают клапан и гнездо керосином. Затем пришлифовывают их, обильно смачивая смесью керосина с маслом. При этом, нажимая на клапан, поворачивают его относительно гнезда. Плотность прилегания клапанов проверяют после сборки клапанного механизма, заливая керосин во впускные каналы головки цилиндров. При этом в течение 35 мин не должно быть течи. При значительном износе и обгорании перед притиркой седла предварительно раззенковывают специальными зенкерами, а фаски клапана шлифуют. Утопание тарелок клапанов относительно плоскости головки цилиндров допускается не более 3,5 мм. В случае замены старого утопание нового клапана относительно плоскости головки цилиндра после притирки должно быть 1,151,6 мм. При меньшей величине утопания возможны удары клапана о днище поршня.

При снятии головки цилиндров для притирки клапанов очищают от нагара стенки камер сгорания и гнезда клапанов. Для облегчения снятия нагара предварительно смачивают его керосином. При установке головки цилиндров необходимо осмотреть ее прокладку. Она не должна быть повреждена. Ее устанавливают широкой стороной окантовки к блок-картеру. Гайки крепления головки цилиндров затягивают равномерно в несколько приемов, в последовательности, указанной на рисунке 13. За один прием гайку затягивают на 12 грани. Момент затяжки 2022 кГм.

Осевое перемещение распределительного вала регулируют при износе бурта втулки переднего подшипника, а также при снятии и последующей установке крышки картера распределительных шестерен. При регулировке упорный винт 16 (см. рис. 8) ввинчивают до упора в подпятник распределительного вала. Затем вывинчивают его на XU /2 оборота и контрят гайкой. Одновременно с проверкой зазоров в клапанах проверяют зазор между валиками декомпрессионного механизма и коромыслами. При выключенном декомпрессионном механизме и закрытом клапане зазор должен быть не менее 0,8 мм. При уменьшении зазора подпиливают срез на валиках.

Реклама