Меню
camry отзывы владельцев
    Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Особенности эксплуатации трамвая и троллейбуса

Поездки пассажиров обычно подразделяют на трудовые (к месту работы и обратно) и культурно-бытовые, связанные с социально-культурными и общественно-хозяйственными интересами жителей. Непрерывный рост числа поездок, приходящихся на одного жителя в год, происходит в основном вследствие расширения территории городов, концентрации производства и культурно-торговых центров.

Удовлетворить потребности жителей города в перемещениях призван городской транспорт, который является массовым видом транспорта общественного пользования; он способен в короткое время переместить значительную массу пассажиров из одного пункта в другой и не занимает значительных площадей городской территории, удовлетворяясь ее частью, отведенной для дорог. Стоимость площади территории города растет из года в год, поэтому соотношение между территорией, находящейся под застройкой и зеленой зоной, и территорией, используемой для организации транспортного движения, должно быть технически и научно обосновано.

Создание необходимых условий для устойчивой и регулярной работы пассажирского транспорта, обеспечение безотказной работы транспорта общего пользования призваны удовлетворить потребности жителей города в транспортных перемещениях.

Основными видами городского транспорта общего пользования являются метрополитен, трамвай, автобус, троллейбус и таксомоторные транспортные средства.

Каждый вид пассажирского транспорта имеет свои преимущества и недостатки.

Метрополитен самый пассажироемкий вид городского транспорта, самый безопасный, быстрый и надежный. К недостаткам его можно отнести малую разветвлеиность сети, обусловленную трудоемкостью строительства и большими первоначальными капитальными вложениями, относительно большую затрату времени пассажирами при поездках на близкое расстояние, большие эксплуатационные расходы, на покрытие которых идет значительная часть доходов от перевозки пассажиров. Автобусный транспорт обладает наибольшей маневренностью, не требует при эксплуатации больших капитальных затрат. Он особенно удобен для пассажирских перевозок в районах города, развивающихся в направлении как жилищного, так и производственного строительства. Однако автобусный транспорт имеет меньшую надежность, осуществляет загрязнение воздушного бассейна городов отработанными газами; кроме того, автомобильный транспорт, к которому относится автобус, является одним из главных источников шума в городах. Из всех видов наземного пассажирского транспорта трамваи обладает наибольшей провозной способностью (двух и трех вагонные поезда), имеет самую низкую себестоимость перевозок, наиболее надежен в эксплуатации. К недостаткам его относятся высокие первоначальные капитальные затраты, сложность архитектурной компоновки линий трамвая в городском ансамбле, дополнительные сложности при регулировании движения на перекрестках и отсутствие возможности маневрирования. Действительно, трамвайные пути, расположенные по проезжей части улиц, ограничивают движение безрельсового транспорта; движение безрельсового транспорта по трамвайным путям сокращает срок их службы, загрязняет их, что ведет к усилению износа пути и части конструктивных элементов трамвая. Следовательно, с точки зрения работы всех видов транспорта целесообразна организация трамвайных перевозок на обособленном рельсовом полотне. Пропуск травмайных поездов в туннелях мелкого заложения, в сочетании с обособленным рельсовым полотном, открывает возможности применения для массовых пассажирских перевозок трамвая скоростного типа. Скоростной трамвай, имея многие преимущества метрополитена, свободен от его недостатков. При относительно больших расстояниях между остановочными пунктами линий (8001000 м) для такого трамвая не требуется заметного повышения динамических качеств подвижного состава, что позволяет использовать современные трамвайные вагоны на скоростных линиях. Троллейбусу свойственны многие преимущества автобусного транспорта, он обеспечивает комфортабельность перевозок, обладает высокими динамическими качествами, бесшумен в эксплуатации н гигиеничен. Вместе с тем троллейбус не лишен ряда недостатков ограниченная маневренность, значительные первоначальные капитальные затраты, дополнительные технические сложности в оборудовании контактной сетью городских площадей, ограничение скорости при проезде спецчастей контактной сети. Маневренность троллейбуса может быть повышена при обеспечении возможности его кратковременного передвижения от автономного источника энергии; в этом случае опускают и затем снова устанавливают штаиги токоприемника на контактный провод. В настоящее время ведутся работы в этом направлении. Организация обслуживания пассажиров предусматривает использование всех видов городского пассажирского транспорта с учетом техяикоэкономической эффективности их использования. Специфической особенностью наземного городского электрического транспорта (ГЭТ) является его эксплуатация в общем транс портном потоке на улицах города; наличие большого -количества остановочных пунктов с малыми расстояниями между ними; часто меняющиеся режимы движения, вызываемые изменяющейся дорожной обстановкой; неравномерность нагрузки подвижного состава по часам работы и зависимость его от источника питания и характера энергоносителя. Эти особенности накладывают заметный отпечаток иа эксплуатацию, конструкцию, технические требования н реализуемые возможности подвижного состава, осложняют работу эксплуатационных предприятий и обслуживающих подразделений. Движение троллейбуса и трамвая в общем транспортном потоке вызывает необходимость поддерживать их конструктивные и технические возможности на уровне всех других видов транспорта, участвующих в движении по городским улицам. Динамические, скоростные, габаритные и другие технико-экономические качественные оценки этого подвижного состава должны соответствовать аналогичным качественным оценкам других транспортных средств, работающих в одном дорожном потоке. Особенно это относится к динамическим и скоростным качествам, связанным с режимным регулированием дорожного движения, безопасностью движения и скоростью сообщения. Главным показателем, характеризующим технико-экономическую эффективность использования подвижного состава, является скорость сообщения, определяющая затрату времени пассажира на поездку и материальные затраты предприятия. Движение в общем транспортном потоке вызывает дополнительные издержки на износ и поддержание работоспособности электрического и механического оборудования подвижного состава наземного ГЭТ, обусловленные воздействием на него грязи, пыли, газа, гари и влаги, содержащихся в окружающей среде. Локализация этого воздействия вызывает дополнительные затраты на мероприятия по уплотнению, изоляции, антикоррозионным и декоративным покрытиям как при изготовлении, так и при технической эксплуатации подвижного состава. Требования по обеспечению необходимого уровня оптимального транспортного обслуживания населения, характеризующегося общим временем, затрачиваемым пассажирами на передвижение, вызывают необходимость создания большого количества остановочных пунктов. В общее время передвижения пассажиров входит время на подходы к остановкам транспорта, от них до пункта назначения, время ожидания транспорта на остановке и передвижения на транспорте. Общее время передвижения пассажиров зависит от плотности пассажирской транспортной сети, т. е. от длины улиц, обслуживаемых пассажирским транспортом, приходящейся на 1 км2 площади города.

Необходимый уровень транспортного обслуживания населения обеспечивается тогда, когда расстояние от любого пункта нахождения пассажира до маршрутов движения транспорта находится в пределах 300400 м, расстояние между остановочными пунктами транспорта общего пользования не превышает 350450 м и эксплуатационная скорость транспорта в современных условиях составляет 1820 км/ч. Малые расстояния между остановочными пунктами, обилие средств регулирования дорожного движения и воздействие общего транспортного потока вызывают непрерывно изменяющиеся режимы движения трамвая и троллейбуса с частыми торможениями и пусками. Принятое расположение электрического оборудования наземного ГЭТ под полом кузова резко увеличивает вероятность попадания на него влаги и грязи с проезжей части и является дополнительным фактором, усложняющим его конструкцию и условия технической эксплуатации. Кривые малых радиусов, большое количество спецчастей рельсовой и контактной сетей и условия работы рельсового пути в общей конструкции дорожного покрытия вызывают повышенный износ механического оборудования ходовых частей трамвая и рельсового пути и дополнительные затраты на поддержание работоспособности этих элементов. Отсутствие в конструкции силовой передачи троллейбуса и трамвая элементов, ограничивающих передаваемый вращающий момент, а также электромагнитные процессы в токопроводящих элементах силовой цепи электрического транспорта требуют повышенной надежности элементов конструкции и большего объема работ в процессе технической эксплуатации подвижного состава. Неравномерное по часам суток наполнение пассажирами салонов подвижного состава вызывает необходимость эксплуатировать на маршруте количество подвижного состава, удовлетворяющее потребность в перевозках наибольшего пассажирского потока, которое имеет место в пиковые часы перевозок, и снимать с движения часть подвижного состава в часы спада пассажиропотоков. Маршрутизация наземного ГЭТ, исключающая возможность движения по направлениям, имеющим меньшую интенсивность движения, влияние на работоспособность подвижного состава суточного н сезонного колебания температуры, атмосферные осадки, дорожная пыль и грязь являются дополнительными факторами, определяющими сложность н особенность эксплуатации подвижного состава наземного электрического транспорта. Специфические условия эксплуатации подвижного состава ГЭТ предъявляют соответственно высокие требования к его конструкции и технической эксплуатации. В круг этих требований входят безотказность в эксплуатации, безопасность в движении, удобства при посадке и высадке пассажиров, высокая работоспособность спецчастей контактной сети и рельсового пути, устойчивое электроснабжение и современные средства диспетчерского управления движенцем, необходимое инженерное оборудование улиц и другие требования. Выполнение этих требований при конструировании, изготовлении и эксплуатации подвижного состава, зданий и сооружений депо позволяет эффективно использовать подвижной состав ГЭТ и обеспечивать требуемый уровень пассажирских перевозок.

Реклама