Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Автоматизированные системы управления городским электрическим транспортом

По мере роста численности городского населения и расширения территории городов увеличиваются количество и дальность поездок пассажиров, транспортное обслуживание превращается в сложнейшую проблему городского хозяйства. Решить эту проблему только путем увеличения парка подвижного состава, повышения его работоспособности, расширения маршрутной сети города не представляется возможным. Для этого необходимо также постоянно совершенствовать организацию процесса перевозок пассажиров. При решении большинства задач, связанных с этим, следует учитывать, что они многовариантны, многофакторны, трудоемки и большинство решений необходимо принимать за строго ограниченное время. Поэтому решение задач организации процесса перевозок пассажиров следует вестн с использованием экономико-математических методов на базе вычислительной техники.

Непрерывный рост потребности в пассажирских перевозках повышает ответственность, роль и значимость предприятий транспорта в социально-экономической сфере трудовых коллективов. Вместе с тем изменение характера перевозочного процесса требует изменения и форм его удовлетворения. Насыщенность пассажирских маршрутов подвижным составом, неуклонное стремление к росту скорости сообщения, улучшение комфортных условий передвижения превратило движение подвижного состава по маршруту в своего рода транспортный поток, которому объективно присущи черты промышленного производства, сопровождаемого большим объемом информации и требованием оперативного решения задач, обеспечивающих его ритмичную работу. В соответствии с этими предпосылками стабильная и четкая работа транспортного потока может быть достигнута строго регламентированной работой основного производства, содержанием которого является работа подвижного состава на маршрутах города, и вспомогательного производства, содержанием которого являются работы по хранению, техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава. Вспомогательные производства совместно со службами пути, энергоснабжения и т. д. призваны обеспечивать нормальное функционирование основного производства. Уровень удовлетворения потребностей города в перевозке пассажиров соответствует соотношению провозной способности складывающемуся пассажиропотоку. Повышение этого уровня является главной задачей перевозочного процесса, реализация решения которой возможна при использовании достаточной информации о пассажиропотоках, границах их изменяемости во времени и по участкам маршрутной сети и оперативном использовании предоставляемых возможностей по организации движения в соответствии с изменившимися пассажиропотоками. Умение согласовать потребности основного производства с возможностями вспомогательного основная задача управления пассажирским транспортом. Для решения таких задач управления необходима оперативная информация, достоверная по содержанию, заданного объема и в форме, удобной для обработки. Системный подход к решению таких задач, достижение наибольшей эффективности функционирования транспортной системы возможны только с помощью автоматизированных систем управления. АСУ позволяет ие только найти оптимальный вариант, но и создать объективные предпосылки для его реализации. Автоматизированные системы управления должны иметь в своем составе функциональные подсистемы, которые обеспечивают решение задач более низкого уровня, но главные для регламентного функционирования подсистем. Этим обеспечивается стабильная работа системы в целом. Такими подсистемами АСУ являются: планирование, управление движением, учет и^ анализ процесса перевозок, управление ремонтом и техническим обслуживанием, обеспечение запасными деталями и ремонтным фондом агрегатов, а также ряд других функциональных подсистем. Одним из существенных элементов оперативного руководства в любой автоматизированной системе управления является информационная модель объекта, представляющая возможность зрительно судить о сложившейся ситуации в конкретное время в результате воздействия возмущающих внешних факторов, оказывающих влияние на состояние объекта управления.

Быстрое и правильное восприятие ситуации и степень нсполь-f зования возможностей АСУ во многом зависят от структуры, состава и компоновки информационной модели объекта управления. Поэтому воспроизводимая моделью информация должна быть наиболее существенной с точки зрения функциональных обязанностей воспринимающего, поступать в количествах, соответствующих реальным возможностям человека по ее переработке, и в форме, максимально облегчающей ее восприятие и расшифровку.

Разработка и внедрение АСУ для управления перевозочным процессом является задачей ближайшего будущего; проектирование и реализация этих проектов по ряду подсистем АСУ для эксплуатационных депо ведутся в настоящее время, что требует необходимой технической и профессиональной подготовки кадров.

Реклама