Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Центр управления производством депо (цуп)

Анализ методов управления производственной деятельностью предприятий городского электрического транспорта показывает, что стихийное, нерегулируемое образование очередей у рабочих постов и отдельных исполнителей вызывает нерациональное использование производственных площадей, материальных ресурсов депо, рабочих. Случайный характер возникновения неисправности и неотложная потребность в ее устранении создают значительные трудности в оперативном планировании производственных работ и распределении ресурсов для выполнения необходимых операций ремонта, в постоянной готовности производства к выполнению этих работ.

Большая роль в организации процесса производства принадлежит мастеру, который руководит рабочими ^бригадами ремонта и технического обслуживания. Рабочее время мастера используется непроизводительно и мастер перестает быть руководителем производства, если ои занимается второстепенными вопросами, к которым относятся: организация доставки деталей, узлов и агрегатов к месту производства работ, поиск инструментов и приспособлений и т. Д.

Совершенствование организации работ и технологии ремонта и технического обслуживания, процесса управления производством один из существенных резервов роста надежности подвижного состава, сокращения затрат труда, материалов н запасных частей на ремонт и техническое обслуживание троллейбусов и трамваев.

Технический прогресс создал предпосылки для более совершенной системы организации производства при выполнении ремонта и технического обслуживания, которые базируются на централизации управления с использованием машинной обработки информации. Централизованная система управления позволяет координировать работу всех подразделений депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, непрерывно и непосредственно руководить участками работ и рабочими постами ремонтных зон и зон технического обслуживания, осуществлять круглосуточный оперативный контроль и учет выполнения всех видов ремонтов и обслуживании, анализировать и регламентировать объем затрат труда на производственные операции, получать информацию о наличии и движении запасных частей и оборотного фонда агрегатов, иметь реальное представление о готовности производства к выполнению требуемых работ. Централизация управления производством предполагает четкое функционирование системы оперативного планирования и управления, что позволяет снизить время простоя подвижного состава в плановых и текущих ремонтах, снизить затраты труда и материалов, повысить производительность труда, обеспечить более эффективное использование основных производственных площадей и фондов, поднять качество выполняемых работ. Использование автоматизированных систем сбора, хранения и обработки информации, электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и экономико-математических методов для решения задач управления производством технического обслуживания и ремонта подвижного состава требует изменения структуры производства, характера производственных отношений между отдельными подразделениями, формы и содержания работ аппарата управления. Внедрение современных систем управления технической службой депо приводит к необходимости создания мощной информационной базы, обеспечивающей обработку на ЭВМ необходимой информации для анализа функционирования производства и принятия обоснованных решений, создающих необходимые условия для работы центра управления производством (ЦУП) и системы отображения информации для него.

Информационная база ЦУП должна обеспечить учет и анализ профилактических и ремонтных воздействий, технического состояния подвижного состава, наличия и движения запасных частей и материалов на складах депо, обеспеченности оборотными фондами агрегатов и узлов, располагаемого фонда рабочего времени, производственного резерва и технических возможностей депо. С учетом конкретных условий работы депо могут быть некоторые функциональные изменения, по в общем виде ЦУП собирает и обрабатывает информацию о состоянии производственных ресурсов, объемах предстоящих работ и обеспеченности производственных участков запасными частями и материалами. ЦУП на основе анализа имеющейся и получаемой информации планирует производственные процессы, осуществляет контроль за их исполнением и регулирует эти процессы в соответствии с имеющимися возможностями и текущими задачами, стоящими перед производственными участками депо. В соответствии с примерной структурной схемой (рис. 4) ЦУП руководит группой подготовки производства и группой диспетчеризации производства ремонта и технического обслуживания на основе необходимой и достаточной информации, сосредоточенной в бюро ее сбора и обработки. Технологическая подготовка рабочих мест производства, комплектование оборотного фонда, доставка агрегатов, узлов и деталей на рабочие места и с рабочих мест, обеспечение рабочих мест инструментом, приспособлениями и монтажного демонтажными механизмами осуществляется группой подготовки производства. Эта же группа обеспечивает мойку агрегатов, узлов и деталей перед отправкой их в ремонт и перегон подвижного состава в зоны ремонта, технического обслуживания и в зоны отстоя. Административное руководство работой группы подготовки осуществляет ее начальник, оперативное руководство аппарат технических диспетчеров, работающих в режиме непрерывной недели. Для обеспечения достаточной готовности производства к выполнению текущих и оперативных работ желательно, чтобы трудоемкость работ, планируемых участкам, составляла 7580% расчетной производственной мощности. Это обеспечит выполнение работ, не предусмотренных планом, и необходимость в использовании производственных мощностей для изготовления деталей, узлов, оснастки, оборудования и т. д. Примерная схема организации работ группы подготовки производства показана на рис. 5. Группа диспетчеризации производства ремонта и технического обслуживания организует системное руководство работ по выполнению на подвижном составе технического обслуживания и плановых ремонтов, текущего (заявочного) ремонта и других работ, связанных с технической эксплуатацией подвижного состава. Наиболее полное обеспечение информацией центра управления производством позволит повысить качество принимаемых решений и уделить больше внимания контролю за их выполнением.

Бюро сбора и обработки информации ведет учет и планирование технического обслуживания и ремонта, учет качества ремонта и эксплуатации подвижного состава, оформление технической документации на агрегаты, узлы и подвижной состав, учет и анализ потерь линейного времени; составляет сменио-суточное задание производственным подразделениям, подготовляет необходимую оперативную информацию, составляет отчеты о работе производства депо. Примерная схема движения информации при выполнении плановых ремонтов или технического обслуживания показана на рис. 6. Вне зависимости от того, является ЦУП подсистемой АСУ или выступает в самостоятельной роли, перестройка структуры управления производством депо осуществляется в соответствии с тщательно разработанным проектом, учитывающим особенности конкретного депо. Проект должен отражать структуру и звенья вводимой системы, схему движения информации, подчиненность,

права и обязанности исполнителей, средства обеспечения функционирования системы и содержать технико-экономическое обоснование для внедрения проектируемой системы. Создание в депо центров управления с соответствующими средствами связи для сбора и обработки информации обеспечивает повышение эффективности производства. Однако достигнутые результаты будут ниже возможных, если одновременно не осуществлять мероприятия по совершенствованию процесса работ ремонтного персонала, механизации производства, системы материального стимулирования, организации рабочих мест на основе требования научной организации труда, передовой технологии работ, резкому улучшению материально-технического снабжения и эргономике на участках работ. Эффективность реализации проектов организации ЦУП во многом зависит от технологической подготовки производства, гарантированного обеспечения производственных подразделений запасными частями, материалами и оборотного фонда узлов и агрегатов, а также от подготовленности технических кадров работать на качественно новой основе управления производством.

Реклама