Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Основные сооружения, оборудование и устройства депо

Количество сооружений, оборудования и устройств эксплуатационного депо зависит от инвентарного парка подвижного состава, производственной программы технического обслуживания и ремонта, сложившихся производственных связей с другими предприятиями. В каждом депо имеются главный производственный корпус, административиобытовое здание, складские помещения, здание диспетчерской и контрольно-проходной пункт. В главном производственном корпусе выполняются основные производственные процессы депо по технической эксплуатации подвижного состава. В нем обычно расположен профилакторий, где проводится ежедневное и профилактическое техническое обслуживание подвижного состава. В профилактории имеются осмотровые канавы, установки для мойки подвижного состава и другое оборудование, необходимое для выполнения технического обслуживания. В зоне планового ремонта, расположенной в этом корпусе, предусмотрены осмотровые канавы, подъемно-транспортные и специализированные устройства, облегчающие выполнение производственных операций. В главном корпусе находятся также зона текущего ремонта подвижного состава, производственные участки или мастерские, вспомогательные, подсобные и служебнебытовые помещения. При совмещении моечного отделения с отделением технического обслуживания профилакторий содержит зону ежедневного обслуживания и контрольно-профилактического осмотра с поточным методом организации работ и зону ревнзионно-предупредительиого и текущего ремонтов, где работы ведутся стационарным методом. Количество постов при поточном методе организации работ определяется характеристиками обслуживания: два-три поста мойки и уборки и три-четыре поста технического обслуживания (осмотра). Количество постов для выполнения ревизионно предупредительиого и текущего ремонтов определяется производственной программой депо. В профилактории имеется несколько бесканавных постов для выполнения текущих ремонтов и работ, удобных для исполнения при отсутствии канав.

Практически все депо строят по типовым проектам из сборного железобетона с сеткой колонн 6 м. Площадь главного корпуса выбирается в зависимости от вместимости депо. Ширина пролетов 12 или 18 м, но можно строить корпус с шириной, пролета в 24 м. Высота пролета от головки рельса или уровня пола до нижних поверхностей перекрытия принимается равной 6 м, что регламентировано высотой подвеса контактного провода. Так как около 50% работ при техническом обслуживании и ремонте относится к узлам и агрегатам, расположенным под кузовом подвижного состава, то зоны ремонта и технического обслуживания оборудуют специальными канавами, обеспечивающими удобный доступ к подкузовному оборудованию. Конструкция канав позволяет использовать подъемно траиспортные устройства, приспособления и оснастку, механизирующие и облегчающие труд ремонтных бригад. Глубина канав 12501400 мм. Во всех осмотровых и ремонтных канавах имеются ступеньки, предусмотрены стационарные осветительные устройства напряжением 12, 24, 36 или 127, 220 В, система централизованной раздачи смазочных материалов и ниши, в которых хранятся инструмент и приспособления, необходимые для выполнений работ по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава.

Осмотровые канавы оборудуются также электрической сетью напряжением 12, 24 или 36 В для подключения переносных ламп. Целесообразно устанавливать в осмотровых канавах систему сигнализации, соответствующую запрограммированному ритму потока и .информирующую о передвижении подвижного состава по поточной линии.

Подъемные устройства располагаются в осмотровых канавах стационарно в соответствии с постами работ, по могут быть в троллейбусных депо и передвижными. Передвижные устройства (рис. 9) с электромеханическим или гидравлическим приводом подъемных элементов создают определенные удобства в работе, так как не занимают осмотровых канав, более мобильны. Кроме того, уменьшается необходимое их число в зонах ремонта и технического обслуживания и сокращается объем их обслуживания. Передвижной гидравлический канавный подъемник, применяемый в троллейбусном депо, состоит из гидроцилиндра со сменными насадками на шток цилиндра для удобства фиксации поднимаемого агрегата, гидронасоса с электродвигателем, аппаратуры контроля и управления. Все узлы подъемника скомпонованы на плите, установленной шарнир но на колесиках. При включении подъемника под действием жидкости поднимается шток, упирается в агрегат, при этом плита опускается до пола осмотровой канавы, затем агрегат поднимается до уровня, определяемого производственной необходимостью либо выходом штока. Приточная вентиляция через специальные каналы обеспечивает подачу подогретого воздуха в канавы. Дио канавы имеет уклон в сторону трапа (отверстия) для стока воды. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями поверхности канав облицованы керамическими плитками. Известны конструкции канав с боковыми поверхностными приямками (рис. 10), расположенными вдоль канав для удобства обслуживания и ремонта оборудования, доступ к которому возможен через люки фальшборта. Наличие боковых приямков создает некоторые удобства при обслуживании, по удорожает строительство, осложняет возможность механизации подъемно-транспортных работ и ограничивает свободную площадь пола. Вдоль канав троллейбусного депо (рис. 11) укладывают реборды из уголковой стали, что определяет направление движения троллейбуса вдоль канавы.

У поста технического обслуживания и ремонта крышевого оборудования устанавливают огражденные крышевые мостики с откидывающейся панелью для перехода с них на крышу трамвайного вагона или троллейбуса. Целесообразно, чтобы откидные панели были сблокированы с разъединителями секционирования контакт* иой сети на этом участке. Тогда при откинутой паиели крышевого мостика участок контактной сети на этом посту автоматически обесточивается. Ворота корпуса оборудованы механическим, пневматическим или гидравлическим приводом для открывания и закрывания их. Конструкция привода должна обеспечить плавность работы и безопасность для персонала и подвижного состава, что достигается в зависимости от принятой схемы установкой пробуксовочного или перепускного устройства в системе привода. Привод включается в работу либо по команде оператора, либо от режима движения, выбранного водителем передвигающегося подвижного состава при проследовании секционированного участка контактной сети, расположенного перед воротами и послеи иных. При нажатии кнопки Кн2 ручного управления (рнс. 12) или срабатывании контактора РЗ в случае проезда троллейбуса в тяговом режиме контактной вставки А включается магнитный пускатель Р1, контакты которого замыкают цепь питания двигателя М привода ворот. Когда ворота откроются, то размыкающий контакт конечного выключателя К.В1 разомкнётся и выключит магнитный пускатель Р1, который своими контактами отключит двигатель. Если необходимо открыть ворота не полностью, нужно нажать кнопку Кн1.

При выезде троллейбуса за ворота и проезде контактной вставки Б в тяговом режиме срабатывает контактор Р4, (или от нажатия кнопки КнЗ при ручном управлении), в результате чего включается магнитный пускатель Р2 и

электродвигатель М начинает вращаться в другую сторону ворота закрываются. Как только ворота закроются, сработает конечный выключатель КВ2 и отключится магнитный пускатель Р2, который своими контактами отключит электродвигатель.

Управление воротами (рис. 13 и 14) производственного корпуса с гидравлическим приводом может осуществляться вручную нажатием кнопок Кн1, Кн2 и КнЗ (см. рис. 14) и автоматически с помощью реле Р6 и Р7, включение н выключение которых происходит в зависимости от режима, при котором троллейбус проезжает вставку А нлн Б в контактной сети. При нажатии на кнопку Кн1 или при срабатывании реле Р6 (в тяговом режиме проездвставки А) включается реле Р4 и своими контактами подает напряжение на обмотки соленоидов Сл1 и Сл2.

При этом масло поступит в полость А гидроцилиидров (см. рис. 13), штоки гидроцилиндров втянутся и ворота начнут открываться. Давление в гидросистеме поддерживается автоматически насосом НШ-10, подсоединенным через муфту к двигателю М (см. рис. 14), который подключен к электросети через контакты реле Р1. Реле Р/ включается при замыкании контактов реле РЗ и отключается при размыкании контактов реле Р2. Реле заблокированы механическими контактами манометра HI и Н2. Для того чтобы закрыть ворота, необходимо нажать кнопку Кн2 или включить реле Р7. Реле Р7 включается при проезде троллейбуса в тяговом режиме через вставку Б в контактной сети. При включении реле Р7 илн нажатии кнопки Кн2 срабатывает реле Р5 и своими контактами подает питание на обмотки соленоидов СлЗ и Сл4. Масло в гидросистеме поступит в полость Б (см. рис. 13) гидроцилиндра. Штоки гидроцилиндров выйдут, а ворота закроются. Декатрон счетный ЛЗ показывает открыты (светится цифра номера ворот) или закрыты ворота (светится цифра 0).

Все ворота профилактория с учетом климатической зоны расположения депо должны иметь эффективно работающие тепловые или воздушные завесы, так как планировка корпуса не исключает сквозняков и интенсивного проникновения морозного воздуха.

Моечно-уборочное отделение оборудуется стационарными моечными машинами, вращающиеся барабаны которых оснащены щетками из капроновой ннти. Подача воды для обмыва кузова осуществляется струями через различно направленные сопла стоек.

Моечные барабаны прижимаются к кузову специальными пружинами или с этой целью применяют пневматические приводы. Про; мышлениость не выпускает моечных машин для подвижного со става ГЭТ, поэтому в депо используются {после необходимой модернизации) автобусные мойки модели 1126 (рис. 15), моечные машины, конструкция которых разработана НИКТИ МКХ У краины (рис. 16), либо мойки, предложенные рационализаторами депо Контактная сеть в моечно-уборочном отделении секционирова на для того, чтобы ее можно было отключать на время производства мойкн и уборки. Техника безопасности выполнения работ по техническому обслужнванию и ремонту подвижного состава требует принятия необходимых мер, исключающих, произвольное передвижение подвижного состава по поточной линии и работу ремонтных бригад чтобы не оказаться под напряжением контактной сети. Поэтому в эксплуатационных депо контактная сеть зон ремонта и технического обслуживания также секционирована. Специфичность моечно-уборочных работ подвижного состава приводит в некоторых случаях к необходимости сооружения от дельного корпуса для их производства. Такое решение при проек-тировании должно быть обосновано при сравнении вариантов технико-экономического задания показателями на строительство депо. Специальный корпус для моечно-уборочных работ позволяет более полно использовать оборудование, в большей степени оснащать механизмами и оборудованием посты мойки и уборки подвижного состава; кроме того, улучшается организация работ при ежедневном обслуживании.

Расход воды для мойки одной единицы подвижного состава достигает 400 л. Вся вода после мойки перед сбросом в водоемы проходит через специальные отстойные устройства, в которых осаждаются взвешенные фракции и улавливаются масляные включения. При техническом обслуживании и ремонте всегда выполняются работы но смазке узлов треиия и доливке масел в масляные ваи-ны вращающихся механизмов. Складские помещения для смазочных материалов оборудованы емкостями и приспособлениями для хранения и раздачи смазки. В используемых маслах не должно т5ыть твердых и абразивных примесей, повышающих интенсивность износа сопрягаемых деталей песка, грязи и пыли. Поэтому хранение и раздачу масла осуществляют так, чтобы исключалось попадание примесей в масло. Операции по смазке узлов и заполнению масляных вани агрегатов производят специальными устройствами, к которым под необходимым давлением подаются смазочные материалы. Централизованная подача смазочных материалов от мест хранения к местам использования снижает их расход, исключает загрязнение масел, повышает культуру труда. Однако такая •система не исключает использования приспособлений, наполняемых вручную из переносных закрытых малообъемных емкостей.

Шиномонтажный участок профилактория троллейбусного депо •содержит отделение по демонтажу и монтажу шин и отделение вулканизации, в котором производится ремонт камер и изготовление резинотехнических изделий. Этот участок должен быть обеспечен необходимым стандартным и нестандартным оборудованием, подъемно-транспортиыми устройствами, стеллажами для хранения требуемого запаса изделий, специальной камерой, в которой производится накачка шин воздухом до требуемого давления. На рис. 17 изображено нестандартное устройство с гидравлическим приводом для выполнения трудоемкой операции по монтажу и демонтажу шин.

Трамвайные вагоны нельзя эксплуатировать на пассажирских маршрутах, если их песочницы не обеспечены запасом сухого песка. Используется кварцевый песок с примесью посторонних фракций не более 20% и размером зерен от 0,1 до 1,2 мм. Песочницы заполняются по системе механизированной пескораздачи. Транспортировка песка по трубопроводам, а также его использование на трамвайных вагонах возможны только в том случае, если песок сухой. Поэтому в системе механизированной пескораздачи предусмотрена сушка песка в сушильных или вибрационных печах. Мастерские и их участки по ремонту узлов и агрегатов подвижного состава оборудуются стационарными моечными машинами для выполнения операций очистки и подготовки деталей, узлов и

возрастают; при достижении током заданного значения срабатывает реле Р1 н своим контактом замыкает цепь питания реле Р2, которое в свою очередь включает наружное освещение территории депо. Утром, когда освещенность увеличивается, сопротивление фоторезистора и ток через обмотку реле Р1 уменьшаются, при достижении током заданного значения реле Р1 отключается н своим контактом разрывает цепь питания реле Р2; при этом наружное освещение отключается.

Реклама