Меню
Mercedes glc цена http://sales.mercedes-zsk.ru/cars/glc/ подробнее по ссылке.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Основные факторы, определяющие надежность подвижного состава

Качественная оценка наземного городского электрического транспорта, как и любого технического изделия, играет важную роль в определении его способности выполнять функциональные задачи. Эта оценка охватывает совокупность свойств подвижного состава (технических, эксплуатационных, экономических, эстетических, эргономических и т. д.) и определяет степень их соответствия наиболее эффективному и полному использованию. Обобщенным показателем, дающим количественную оценку качества, является надежность. Надежность изменяется с течением времени, так как изменяется и качество изделия; изменения ее представляется возможным выразить количественными показателями. Надежность это свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение предусматриваемого промежутка времени или наработки. Надежность оценивается величиной безотказности, долговечности и ремонтопригодности. Необходимую надежность имеет изделие, которое работает не только безотказно, но и длительно сохраняет свою работоспособность, иё только долговечно в работе, но и ремонтопригодно. Следовательно, необходимой надежностью будет обладать тот трамвай или троллейбус, который безотказно работает иа пассажирских маршрутах, при соблюдении и выполнении объемов и характеристик планово-предупредительной системы ремонтов длительно эксплуатируется, а на поиск неисправностей или устранение выявленных неисправностей на нем требуются незначительные затраты времени, трудовых и материальных средств. В работоспособном состоянии находится изделие, если оно способно выполнять заданные функции с параметрами, которые установлены требованиями, оговоренными в технических условиях. Безотказность это свойство изделия сохранять работоспособность в течение заданной наработки без вынужденных перерывов в работе на устранение появившейся неисправности. Работоспособность считается сохранившейся, если неисправность, возникшая во время эксплуатации, не приводит к отказу в работе. Долговечность свойство изделия сохранять работоспособность до своего предельного состояния при условии, что соблюдались необходимые перерывы в процессе эксплуатации для выполнения технического обслуживания и ремонта. Долговечность главным образом определяется прочностью и износостойкостью изделия. Предельное состояние характеризуется невозможностью или нецелесообразностью дальнейшего использования изделия в результате резкого снижения технической или экономической эффективности эксплуатации, что обычно оговаривается в технических условиях. Ремонтопригодность свойство изделия, заключающееся в его приспособленности к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания н ремонтов. Оценка уровня ремонтопригодности ведется по среднему времени восстановления работоспособности или по средней стоимости восстановления или ремонта. Отказполная или частичная утрата изделием работоспособности. Отказы условно подразделяют на внезапные и постепенные. Если представляется возможным контролировать и оценивать причину, приводящую впоследствии к появлению отказа (износ, коррозия), то такой отказ относят к постепенным. Неисправность состояние изделия, при котором оно в данный момент времени не соответствует хотя бы одному из требований технических условий. Изделие может быть неисправным, но работоспособным, если оно продолжает выполнять заданные функции. Например: вышла из строя группа освещения салона трамвай имеет неисправность, но он работоспособен. Наработка продолжительность или объем работы, выполняемый изделием в течение обусловленного периода, измеряемая в часах работы, километрах пробега, циклах нагружения и других единицах измерения. Наработка на отказ среднее значение наработки ремонтируемого изделия между отказами. Ресурс работоспособностинаработка изделия до предельного состояния, которое оговорено в технических условиях. Достижение требуемого и повышение достигнутого уровня надежности являются сложной комплексной проблемой, так как уровень надежности изделия зависит от конструктивных, технологических и эксплуатационных возможностей и решений, принятых при создании, изготовлении и использовании изделия. При конструировании руководствуются расчетным уровнем надежности, достигнуть который необходимо проектными решениями, использованием в конструкции апробированных и унифицированных узлов и агрегатов, материалов, имеющих требуемые физико-химические характеристики. Достигнутый на этой стадии уровень надежности всегда несколько ниже возможного для начала эксплуатации изделия, так как темпы развития техники значительно опережают время, необходимое для реализации принятых проектных н конструкторских* решений. Обеспечение предусмотренного расчетного уровня надежности при производстве изделия зависит от качества и стабильности используемых материалов, технологической дисциплины и техниче скнх возможностей производства, технической культуры на предприятии.

Достигнутый уровень надежности при изготовлении изделия поддерживается в эксплуатации соответствием фактических условий предусмотренным при проектировании и изготовлении изделия. Под условиями эксплуатации подвижного состава, в частности, понимаются климат и профиль пути, квалификация водителей и ремонтного персонала, соблюдение требований технического обслуживания и ремонта, производственная база и обеспеченность запасными частями, напряженность пассажиропотоков и методы регулирования движения, а также все то, что оказывает влияние на работоспособность подвижного состава. Роль и требования по сохранению необходимого уровня надежности возросли в последнее время из-за того, что конструкции Подвижного состава стали сложнее, режимы работ интенсивнее, цена отказа в работе возросла как для пассажиров, так и для эксплуатирующих предприятий, функционирование большинства узлов и агрегатов выпадает из-под непосредственного контроля и наблюдения обслуживающего персонала и водителя, тогда как уровень надежности зависит не только от надежности используемых в конструкции деталей но и, в значительной мере, от их количества. Многие показатели надежности иё могут быть измерены непосредственно и однозначно, поэтому их получают косвенным путем. Полученные таким образом показатели надежности являются случайными величинами, имеющими некоторую вероятность. Собранные в реальных условиях эксплуатации статистические характеристики надежности по пробегу до наступления отказа или достижения предельного износа, по времени старения изоляции пли безотказной работы отдельных аппаратов являются также случайными, так как они зависят от многих факторов, которые трудно учесть (условия эксплуатации, физико-химические характеристики материалов, технология изготовления и т. д.). Основным математическим аппаратом теории вероятности, относящимся к случайным величинам, являются числовые характеристики и теоретические законы распределения этих величин, вероятность появления которых подчиняется некоторой статистической устойчивой закономерности. Вероятность появления любого события заключена между нулем и единицей. Основными числовыми характеристиками являются математическое ожидание появления случайной величины (среднее значение) и дисперсия. Дисперсия представляет собой среднее квадратичное отклонение случайной величины от ее среднего значения.

(хи квадрат). Определение закона распределения наработки на отказ представляет собой достаточно кропотливую работу, так как иа основе собранных опытных данных получить закон распределения в классическом виде очень трудно. Для выяснения соответствия статистического распределения выбранному теоретическому закону удобно пользоваться графоаналитическим методом. При этом, используя вероятностную бумагу, можно весьма просто установить соответствие выбранного закона распределения теоретическому. Прием получения функции распределения с использованием экспоненциальной вероятностной бумаги основан иа следующем.

выбранный масштаб. Из рис. 23

для некоторых значений переменной /ив соответствии с масштабом нанести на вероятностную бумагу точки с координатами х н у. Если эти точки расположатся вдоль прямой, то закон распределения выбран правильно и соответствует тому закону, на основе которого н был выбран тип вероятностной бумаги (рис. 24). Отклонение точек, полученных иа основе статистических данных, от теоретической прямой неизбежно, так как значения эмпирической функции распределения только приближенно равны значениям теоретической. Поскольку вертикальная шкала логарифмическая, то фактический разброс точек вдоль прямой, характеризующий степень соответствия функций, неравноценен для разных участков графика. Цена расстояния в начале координатной сетки выше, чем в ее конце. Вероятностные бумаги для закона Вейбулла и нормального строятся аналогично, и проверка распределения на соответствие тому или иному закону проводится аналогично описанному. Известно, что экспоненциальный закон распределения это частный случай закона распределения Вейбулла. Поэтому в тех случаях, когда опыт и практика не позволяют предсказать закон распределения, целесообразно начинать с использования вероятностной бумаги, построенной для закона Вейбулла. Используя вероятностную бумагу, надо оперировать большим количеством статистических данных, так как иначе можно констатировать только факт возможного соответствия имеющихся в нашем распоряжении статистических данных тому или другому теоретическому закону распределения. Выявленный закон распределения случайных величин, полученных из наблюдений в процессе эксплуатации подвижного состава,

сопровождается резким ростом потока отказов из-за утраты прочности ряда деталей и сопряжений вследствие износа, старения, коррозии и выработки ресурса работоспособности. В этом случае дальнейшая эксплуатация технически и экономически нецелесообразна и не обеспечивает необходимой для подвижного состава безопасности движения. Следовательно, подвижной состав или отдельные его узлы необходимо направить в капитальный ремонт либо снять с эксплуатации. Выполнение ремонта любого вида, и в первую очередь капитального, предполагает восстановление утраченной за межремонтный период части надежности. Однако уровень надежности отремонтированных агрегатов и узлов подвижного состава, как правило, несколько ниже, чем у новых. Основными причинами этого является использование при ремонте деталей как восстановленных, так и не вышедших за пределы допуска и то, что не

все элементы конструкции подвергаются ремонту и восстановлению. Вероятностный уровень прироста надежности после выполнения ремонта можно оценить как

вероятность

Эффективность ремонта и профилактического обслуживания тем выше, чем ближе прирост надежности к наиболее возможному. В процессе эксплуатации подвижного состава достигнутый уровень надежности трамвая и троллейбуса неизбежно снижается (рис. 26) несмотря иа плановые и текущие ремонты. С ростом пробега уровень надежности все больше снижается и иё представляется возможным полностью восстановить его при ремонте. Модернизация подвижного состава при производстве капитального ремонта способствует росту уровня надежности, так как при этом используются технические достижения и рекомендации, возникшие в процессе эксплуатации, которые иё могли быть использованы при его изготовлении.

Реклама