Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Методы повышения долговечности деталей подвижного состава

На всех стадиях создания, изготовления и эксплуатации подвижного состава уделяется должное внимание вопросам надежности и изыскиваются пути повышения долговечности деталей узлов и агрегатов. Известные методы повышения надежности подразделяются на три равнозначные группы: конструктивные; технологические и эксплуатационные. Конструктивные методы повышения надежности содержат комплекс мероприятий, обеспечивающий совершенствование конструкций. К ним относится попек простейших конструктивных решений, использование в создаваемой конструкции унифицированных и хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации узлов, агрегатов и аппаратов, выбор целесообразного для заданных условий материала, создание конструкций из равнопрочных деталей и узлов. Немаловажную роль в этих мероприятиях отводится вопросам ремонтопригодности: простоте технического обслуживания, регулировок и ремонта, доступности к узлам и агрегатам, легкости поиска неисправности. Стоимость и трудоемкость изготовления единицы подвижного состава составляют 1015% соответственно стоимости и трудоемкости технического обслуживания и ремонта за весь срок ее эксплуатации. Поэтому дополнительные затраты на повышение надежности при изготовлении .быстро окупаются сокращением затрат в эксплуатации. Общим принципом при конструировании подвижного состава должно быть стремление использовать детали и механизмы, работающие с напряжением ниже пределов выносливости при жидкостном трении, с малым количеством индивидуальных точек смазки, устойчиво функционирующие без частых регулировок, с гасителями колебаний и динамически отбалансированные.

Чтобы обеспечить это, требуется применять демпферы и муфты в качестве защитных средств, повышать динамические качества и использовать в определенных случаях конструкции с самоустанавливающимися узлами, исключать всякие связи сверх необходимых для определенности движения, оптимизировать геометрические формы с целью уменьшения мест, в которых концентрируются напряжения, совершенствовать уплотнения. Должны быть предусмотрены возможность легкой замены узлов и агрегатов, удобный доступ для их технического обслуживания и ремонта. Немаловажную роль в повышении надежности играет простота управления подвижным составом, что достигается применением необходимого количества приборов контроля и сигнализации, обеспечением возможности рефлекторного управления и блокирования управления при несовместимых движениях, применением предохранительных устройств н ограничителей передвижения подвижных узлов, совершенных тормозных устройств и узлов, формирующих направление движения.

Технологические методы повышения надежности предусматривают мероприятия, улучшающие свойства используемого материала, прочностные параметры и характеристики. Большой комплекс воздействий, обеспечивающий соответствие техническим требованиям поверхностного слоя, включает термическую и химикотермическую обработку, нанесение износостойких покрытий, поверхностный наклеп, применение защитных покрытий. Выполнение технологических мероприятий способно в 23 раза, а в некоторых случаях и в 810 раз увеличить долговечность деталей. Технологические мероприятия обладают большой возможностью значительно повышать уровень надежности. К технологическим мерам повышения уровня надежности относятся снижение границ допусков на изготовляемые детали, строгий контроль величии зазоров и натягов при сборке сопряжений, применение приспособлений и оснастки, исключающих перекосы опорных поверхностей и дефекты сборки, обработка деталей с чистотой поверхности, соответствующей требуемой по ответственности сопряжения. Эффективными мероприятиями являются повышение точности и стабильности технологических процессов, повышение техиологиче-.ской культуры и дисциплины труда, ведение работ по жесткой регламентированной технологии, ограничивающей ручные процессы труда и широко использующей серийно выпускаемые промышленностью, отработанные конструктивно и технологически узлы, аппараты и приборы. На поверхности деталей расположены основные источники концентрации напряжений, вследствие чего и разрушение деталей в большинстве случаев начинается с поверхности. Поэтому мероприятия, связанные с поверхностным упрочнением, являются наиболее эффективными и многообещающими. Эксплуатационные мероприятия по повышению надежности также имеют большое значение. Условия эксплуатации определяющим образом влияют на надежность деталей, узлов и агрегатов. Профилактическое обслуживание, плановый ремонт, квалификация ремонтного и обслуживающего персонала, своевременное выполнение регулировочных и смазочных работ, контроль за износом деталей сопряжения, рациональные режимы эксплуатации и прочие организационно-технические мероприятия обеспечивают надежную работу подвижного состава. Важнейшим мероприятием, снижающим поток отказов и повышающим долговечность, является рост культуры эксплуатации. Сюда относятся соблюдение требований и правил технической эксплуатации, выполнение регламента смазочных работ по срокам и с использованием требуемых марок масел, защита от проникновения в сопряжения грязи и пыли, использование деталей, поставляемых специализированными предприятиями, централизованное изготовление деталей необходимых наименований, а также применение всякого рода съемников, приспособлений и устройств при ремонте. Для целенаправленных действий по повышению надежности подвижного состава необходима достоверная, объективная и достаточно обширная информация об отказах в работе узлов и агрегатов, о долговечности сопряжений и деталей подвижного состава, о трудоемкости выполнения тех или иных операций планового или текущего ремонта. Текущий статистический контроль на всех стадиях производства и эксплуатации подвижного состава является активным средством обеспечения высокой надежности, но требует организации стабильного производственного процесса. Технологический пас порт, сопровождающий изготовление трамвая или троллейбуса, являясь первичным документом, должен отражать все отклонения и дефекты, выявленные на производственных и контрольных операциях в процессе изготовления подвижного состава. Технический паспорт должен содержать необходимую информацию о сборке, регулировке и контроле изделий с последовательностью выполняемых производственных операций, соответствующих технологическому процессу производства. Анализ дефектов и отказов, содержащихся в техническом паспорте, позволяет контролировать технологический процесс, оценивать уровень надежности комплектующих изделий, оценивать и корректировать действующие контрольные операции, контролировать степень и соответствие требованиям отдельных технологических операций, анализировать причины появления дефектов и отказов в процессе производства и принимать решения, устраняющие причины возникновения дефектов при изготовлении, сборке и регулировке узлов и агрегатов подвижного состава. В эксплуатационном паспорте должны отражаться результаты приработки агрегатов и обкатки, а также служебные параметры основных узлов и агрегатов, обеспечивающих требуемую работоспособность. Информация для анализа качества поступающих в эксплуатацию троллейбусов и трамваев собирается техническими службами эксплуатационных предприятий и сосредоточивается в специальных информационных технических картах на каждый поступающий в эксплуатацию троллейбус нли трамвай. Информационная карта отражает количество и характер ремонтных воздействий, выполненных за гарантийный период н за плановый межремонтный пробег; выполненные замены и ремонты узлов и агрегатов при плановых ремонтах, но не требующиеся по характеристике данного вида планового ремонта. Собранная и обобщенная информация о надежности с характеристикой сложившихся условий эксплуатации должна по запросу направляться заводу-изготовителю для анализа и внесения необходимых усовершенствований и изменений в конструкцию н технологические операции изготовления подвижного состава.

Информация, поступающая из эксплуатационных предприятий, позволяет математически ее обработать, рассчитать и построить кривые распределения потока отказов по узлам и деталям, провести анализ причин утраты работоспособности как за определенный пробег в эксплуатации, так и за конкретный климатический период и определить мероприятия, обеспечивающие рост надежности подвижного состава.

Реклама