Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Восстановление деталей под ремонтный или начальный размер

Восстановление деталей под ремонтный размер предполагает их механическую обработку. Механической обработке подвергаются детали, восстанавливаемые и многими другими способами, но если при других способах восстановления механическая обработка является сопутствующей операцией, ограничивающейся подготовительными и заключительными технологическими процессами, то при рассматриваемом способе она является основной. В этой связи важное значение имеет состояние технологической базы детали, которая была принята при ее изготовлении. Обычно технологические базы выбирают так, чтобы они в процессе эксплуатации не подвергались износу, а при восстановительном ремонте служили для установки деталей при их механической обработке. В случае если технологическая база расположена в зоне сопряжений и поэтому подвержена изменению в результате износа, то работу по восстановлению следует начинать с исправления базовой поверхности либо с создания новой базовой поверхности. Восстановление деталей под ремонтный размер сопровождается ее механической обработкой с целью восстановления геометрической формы детали, чистоты поверхности и поверхностных свойств. Механическая обработка деталей, требующих восстановления, еще больше изменяет первоначальные размеры детали. Поэтому использовать совместно в сопряжении детали, подвергнутые механической обработке, и детали, имеющие первоначальные чертежные размеры, нельзя. В сопряжении должны быть использованы детали с размерами, соответствующими размерам восстанавливаемой детали. Детали с соответственно измененными размерами, используемые для сборки узлов и агрегатов в эксплуатационных и ремонтных предприятиях, называют деталями с ремонтными размерами. Ремонтные размеры деталей подразделяются на три вида: стандартные, регламентированные и свободные. Стандартные ремонтные размеры вводятся предприятиями-изготовителями на те детали, у которых запас прочности значительно превышает ресурс работоспособности, предусмотренный нормальными условиями эксплуатации. Заводы-изготовители выпускают такие детали как с начальными чертежными размерами, так и со стандартными ремонтными размерами. В эксплуатационных и ремонтных предприятиях при использовании деталей со стандартными ремонтными размерами выполняются работы по доведению геометрических размеров сопряженных деталей при восстановлении применительно к стандартным ремонтным. Регламентированные ремонтные размеры вводятся техническими условиями на восстановление деталей, когда по техиикоэкономическим соображениям целесообразно иметь набор деталей, ие исчерпавших запас прочности с заранее обусловленными ремонтными размерами. Использование деталей с регламентированными ремонтными размерами повышает производительность и качество труда, но увеличивает номенклатуру и складской запас деталей. Регламентированные ремонтные размеры на восстановленные детали обычно имеют местное распространение, определяемое зоной влияния предприятия, поставляющего детали, восстановленные или изготовляемые под регламентированный ремонтный размер. Как стандартные, так и регламентированные ремонтные размеры позволяют сохранять частичную взаимозаменяемость деталей, что сокращает время, потребное на ремонт узла или агрегата. При свободных ремонтных размерах деталям придается чертежная геометрическая форма и обеспечивается требуемая чистота рабочей поверхности, размер детали ие устанавливается. Затем размеры деталей подгоняют под соответствующий индивидуальный размер восстановленной детали. До регламентированных и стандартных ремонтных размеров восстанавливаются только детали, заведомо имеющие недостаточную долговечность, число их относительно числа деталей, восстанавливаемых под свободный ремонтный размер, незначительно.

Из деталей, восстанавливаемых под свободный ремонтный размер, нельзя создавать складской запас. В целях сокращения времени на ремонт узлов и апрегатов их можно готовить как полуфабрикат для последующей подгонки по месту.

Использование деталей с ремонтными размерами самый распространенный способ восстановления из-за его общедоступности и дешевизны. Однако этот способ имеет ряд недостатков: при нем ограничена взаимозаменяемость, осложняются контроль и сортировка деталей, увеличиваются складские запасы деталей, кроме того, появляется необходимость предварительного комплектования деталей. Количество ремонтных размеров, которые могут иметь детали, по соображениям прочности и интенсивности их износа в эксплуатации (рнс. 33) можно определить по выражениям соответственно для вала н отверстия:

величина износа поверхности вала или отверстия на сторону; а припуск на обработку на сторону. Восстановление деталей под ремонтный или, еще чаще, под начальный чертежный размер установкой дополнительной детали нашло широкое применение. Например, устанавливают втулку на изношенный вал или запрессовывают ее в изношенное отверстие, чтобы компенсировать износ. Предварительно подвергают механической обработке изношенную поверхность для придания ей необходимой формы и изготовляют дополнительную деталь (втулку). Материал дополнительной детали и ее рабочая поверхность должны соответствовать материалу, твердости, чистоте обработки поверхности и другим требованиям, которым отвечает восстанавливаемая деталь.

Надежная установка дополнительных деталей достигается посадкой с натягом. Иногда положение дополнительной детали фиксируется приваркой (по торцу или в нескольких точках) либо установкой с торца стопорных винтов или шпилек. Во всех случаях необходимо обеспечить неизменное пространственное положение дополнительной детали относительно восстанавливаемой и участие ее рабочей поверхности в восприятии сил трения. Неправильно выбранный натяг, низкое качество материала дополнительной детали, несоответствие параметров рабочей поверхности техническим требованиям или ненадежная фиксация дополнительной детали приводят к преждевременному выходу из строя дополнительной, восстановленной и сопряженных с ними деталей. Процесс запрессовки или напрессовки облегчается, если поверхности смазать машинным маслом иили смесью из масла и графита. Иногда целесообразно применять нагрев восстанавливаемой или дополнительной детали, что облегчит операцию запрессовки и повысит надежность установки дополнительной детали.

Всякая запрессовка или напрессовка с натягом влечет за собой деформацию, что следует учитывать при изготовлении дополнительной детали, назначая необходимый припуск на завершающую обработку рабочей поверхности после процесса ее установки. Относительно правильная центровка дополнительной детали и исключение задиров при прессовых операциях достигаются созданием фаски под углом 3045° на заходной кромке дополнительной детали.

Реклама