Меню
Узнайте от чего зависит стоимость покраски авто.
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Восстановление давлением

Пластические свойства металлов позволяют вести восстановление некоторой части деталей подвижного состава давлением. В этом случае деталь под действием приложенной нагрузки (давление), деформируясь без разрушения, приобретает форму и размеры, которые путем механической обработки доводятся затем до заданных. Пластическая деформация металла возникает при напряжениях, превышающих предел упругости, и поэтому при снятии нагрузки первоначальная форма детали не восстанавливается. Пластическая деформация металла вызывает обширный сдвиг мельчайших его частиц относительно друг друга-возникает новое структурное состояние, характеризуемое упрочнением металла и повысившимся сопротивлением его пластическим деформациям. Упрочнение металла вследствие пластических деформаций, возникших под воздействием нагрузок, не сопровождаемых специальным его нагревом, называется наклепом. При наклепе механические свойства, предел текучести, прочности и твердости металла возрастают, а пластичность уменьшается. Происшедшие изменения ие являются стойкими и при относительно невысоком нагреве искажения в положении мельчайших частиц металла восстанавливаются. При высоком нагреве металла, получившего пластическую деформацию в холодном виде в результате рекристаллизации, наступает изменение его структуры, сопровождаемое резким снижением твердости и повышением пластичности. Температура, при которой происходит рекристаллизация, составляет примерно 0,4 температуры плавления металла. Различают холодную и горячую обработку металла давлением. В процессе холодной обработки пластическая деформация возникает при температуре ниже температуры рекристаллизации и сопровождается упрочнением металла (наклепом). Горячая обработка давлением ведется при температуре выше температуры рекристаллизации, при этом упрочнения металла не происходит. После холодной обработки в деталях сохраняются остаточные внутренние напряжения, которые могут вызвать постепенное искажение формы, возникновение трещин, разрушения, резко снизить усталостную прочность и т. д. Снятие внутренних напряжений достигается обжигом илн нормализацией. После горячей обработки металла свойства, приобретенные им при первоначальной термической обработке, утрачиваются и детали необходимо подвергнуть термической обработке заново. Восстановление давлением предусматривает четыре основных способа: осадка, раздача, обжатие, правка. В эксплуатационных предприятиях способ осадки (рис. 34, а) применяется при изготовлении заготовок, если допускается увеличение одного размера детали за счет другого ее размера. Этим же способом можно воспользоваться при восстановлении внутреннего или наружного диаметра полых цилиндров, длина цилиндра при этом несколько уменьшается. Осадка обычно ведется с нагревом детали и последующей термообработкой, если таковая необходима. Способ раздачи применяется в тех случаях, когда необходимо восстановить размер наружных поверхностей полых деталей за счет изменения внутренних размеров. Раздача нормализованных деталей ведется обычно холодным способом без подогрева, а закаленных или цементированных деталей после их нагрева, но с последующей термической обработкой (рис. 34,6). Способ обжатия применяется с целью уменьшения внутренних размеров полых деталей за счет уменьшения их наружных размеров (рис. 34,в). Изменение внутреннего или наружного размера способом накатки также относится к обработке давлением с целью восстановления геометрических размеров, но в связи с резким уменьшением в этом случае поверхности сопряжения накатка как способ восстановления рекомендована быть не может. Все изложенные способы восстановления давлением предусматривают получение чертежной формы деталей при некотором изменении их размеров. Восстановление формы деталей с сохранением чертежных размеров ведется способом правки. Самым распространенным способом восстановления деталей давлением является правка. Правка деталей может вестись как без подогрева, так и с подогревом. На эксплуатационных предприятиях, так же как и на ремонтных заводах, правке подвергаются балки, тяги, валы, стойки каркаса кузова и т. д. Правка ведется с применением специализированной оснастки или прессового оборудования. По возможности правку следует стремиться выполнять без подогрева, что исключает последующую термообработку и ускоряет процесс ремонта. Однако правка, выполняемая без подогрева, сопровождается наклепом. Целесообразно, после правки, выполнять, если это представляется возможным, стабилизирующий отпуск. В зависимости от марки стали и способа технологической обработки детали температура нагрева детали для стабилизирующего отпуска различна. Стабилизация правки наступит для деталей, изготовленных из стали 45, после нагрева в течение 45 мни до 400450° С с последующим охлаждением в естественных условиях. При ремонте часто применяется правка с местным нагревом. Местный нагрев обычно выполняется ацетилено-кислородным пламенем. При правке холодным способом остаточные напряжения могут проявиться впоследствии и вновь несколько искривить деталь. Поэтому рекомендуется при холодном способе для уменьшения остаточных напряжений правку вести с небольшим перегибом детали. Холодная правка деталей является трудоемкой операцией и должна сопровождаться инструментальным или приборным контролем, выполняемым с помощью специальных инструментов и приборов, как во время правки детали, так и перед установкой ее в рабочее положение.

Реклама