Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Восстановление синтетическими материалами

На подвижном составе городского электрического транспорта, равно как и при его ремонте, широкое распространение получили синтетические материалы (пластмассы).

Относительно высокая износостойкость, антикоррозионность, низкий коэффициент трения, технологичность обработки и другие положительные характеристики определили общее стремление к широкому внедрению различных видов пластмасс.

На подвижном составе находят применение пластмассы чисто полимерные (полиэтилен, полипропилен и др.) и композиционные с определенно заданными свойствами. Композиционные пластмассы изготовляют на основе полимеров; они содержат специальные наполнители, отвердителн, пластификаторы и другие компоненты. Пластмассы подразделяют на термореактивные (реактпласты) и термопластичные (термопласты). Термореактивные пластмассы, отвердев после нагрева, теряют пластические свойства и для повторной переработки ие пригодны. Термопластичные пластмассы сохраняют пластические свойства и при повторном нагреве из них можно вновь формировать необходимое изделие. Из термореактивных пластмасс на подвижном составе и эксплуатационных предприятиях широко используются эпоксидные смолы. Вводя отвердители в эпоксидные смолы, переводят их в неплавкое, нерастворимое состояние. В качестве отвердителей применяются полиэтилеп-полиамии, фталиевый ангидрид и другие, требующие холодного или горячего процесса отверждения. При комнатной температуре в случае холодного отверждения полное завершение процесса наступает на 910 день, при температуре 7090° С через 6 ч. Эластичность, прочность и ударная вязкость эпоксидного состава повышают, вводя пластификаторы, например, дибутилфталат. Механические свойства состава повышают введением в композицию наполнителей, например, стального или алюминиевого порошка, талька, графита, стекловолокна или других материалов, придающих композиции требуемые свойства. На основе эпоксидных смол создано большое количество клеевых композиций, которые позволяют соединять друг с другом металлы, стекло, пластмассы и т. д., обеспечивая требуемую герметичность, масло- и бензостойкость, отсутствие внутренних напряжений и полную неразъемиость соединения. Клеевые соединения, однако, имеют относительно низкую теплостойкость и прочность на сдвиг. Малая толщина слоя клея обеспечивает более высокую прочность соединения. Поверхность при склеивании должна быть шероховатой, очищена от грязи и жирового налета. Нанесенный на поверхность слой клея выдерживают в течение некоторого времени, а затем после соединения деталей выдерживают под давлением. При работе с клеевыми композициями необходимо строго соблюдать правила техники безопасности и противопожарной техники, так как в состав клеевых композиций входят токсичные и огнеопасные вещества.

Термопласты, применяемые на подвижном составе и при ремонте, могут содержать металлический каркас, быть монолитными или нанесенными иа деталь в виде покрытия. Из термопластов, обладающих хорошими антифрикционными свойствами (капрон и др.), изготовляют втулки, вкладыши, кольца и т. д. Введение наполнителей улучшает свойства термопластов. Заготовки из термопласта хорошо поддаются механической обработке. При установке в сопряжения деталей из пластмасс важное значение имеет правильный выбор натяга. С течением времени и в результате нагрева происходит усадка пластмасс и натяг уменьшается. Поэтому величина натяга при использовании пластмассовых деталей должна быть несколько выше, чем при сопряжении деталей из металла; выбирается эта величина или в соответствии с расчетом, или по номограммам. Для декоративно-защитного покрытия деталей подвижного состава пользуются напылением пластмасс газопламенным или вихревым способом. В первом случае пластмассовый порошок пропускают через пламя распылительной горелки аналогично способу металлизации, а струя сжатого воздуха или инертного газа переносит расплавленные частицы на обрабатываемую поверхность. Во втором случае деталь, разогретая до температуры, превышающей температуру плавления пластмассы, погружается в емкость с пластмассовым порошком, взвихренным сжатым воздухом или ииертиым газом (рис. 46). Расплавляемый разогретой деталью порошок растекается по поверхности детали, покрывая ее равномерным слоем толщиной до 1,5 мм. Вихревые установки просты, удобны в эксплуатации, высокопроизводительны и экономичны. Освоенные промышленностью методы порошковой металлургии позволяют получить изделия из материалов, ие образующих между собой сплавов и обладающих новыми свойствами, которых ие имели исходные материалы. Изделия нз металлокерамики не требуют механической обработки: они имеют 2-й класс точности. Основными операциями изготовления металлокерамических изделий являются: изготовление порошка металла путем химического его восстановления из окислов или других соединений; приготовление необходимой порошковой смеси, выполняемое в шаровых мельницах или смесителях; прессование смеси порошков с пластификаторами давлением от

1 до 12 тс/см3 (98,1 1178 мН м3); спекание, проводящееся в защитной газовой среде при температуре, равной 0,660,75 температуры плавления основного металла; окончательная обработка, включающая введение в поры металлокерамики добавок и заполнителей, придающих изделию целевые свойства. Для подвижного состава ГЭТ готовится промышленный выпуск метал локер амических контактных вставок токоприемников троллейбуса и трамвая, щеток из металлокерамики для тяговых и вспомогательных двигателей.

Реклама