Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Разборка узлов и агрегатов подвижного состава и подготовка их к ремонту

Поступающие в ремонт или на ревизию агрегаты и узлы троллейбуса и трамвая перед разборкой очищают от грязи и моют. Прежде чем приступить к мойке, сливают масло из агрегатов в специалбные емкости для сбора отработанных масел. Разборку узлов и агрегатов удобнее производить, установив их на специальные стенды-манипуляторы, обеспечивающие удобство работ, и используя специализированные ключи и приспособления, что повышает производительность труда. Разборку резьбовых соединений удобно выполнять инструментом пневматическим и инерционно-ударным, способным развивать большие крутящие моменты. Сопряжения, собранные с натягом, разбирают, применяя съемники различной конфигурации с гидравлическим или механическим приводом. Вывинчивание шпилек удобно вести цанговыми или эксцентриковыми ключами. Механизация процесса разборки, аккуратное складирование деталей после разборки предохраняют демонтированные детали от дополнительных повреждений. Кроме стендов-манипуляторов, позволяющих устанавливать агрегат при разборке в удобное для ведения работ положение, широко используют столы с гидравлическим или пневматическим зажимом, тумбочки (рнс. 51) для разборки реактивных штанг, карданов, рулевых тяг н т. д. с пневматическим зажимным устройством. Процесс разборки оказывает существенное влияние на все дальнейшие операции ремонта. Операции разборки часто определяют объем последующего ремонта, сохранность деталей и расход новых деталей. Разборка, равно как и сборка узлов и агрегатов, состоит из ограниченного числа повторяющихся операций: распрессовка и запрессовка, разборка и сборка резьбовых соединений, монтаж и демонтаж подшипниковых узлов и т. п. Это позволяет механизировать сборку и разборку и осуществлять целенаправленные мероприятия, повышающие производительность труда и его безопасность. Особого внимания в процессе разборки требуют отбалансированные илн индивидуально подогнанные детали узла. Избежать последующих возможных отклонений в работе узла и затрат дополнительного времени и труда при наладке после сборки можно, если не обезличивать детали сопряжения, а делать метки на них. Эти метки нужны не только для сохранения приработанной сопряженной пары, но и для сохранения положения одной детали сопряжения относительно другой. Повышенного внимания требуют при разборке детали, имеющие участки с высокой чистотой поверхности: шейки осей колесных пар, посадочные места под подшипники, коллекторы тяговых и вспомогательных двигателей, шлицевые и шпоночные места, приработанные поверхности шестерен и червяков редукционных механизмов и др. С целью их предохранения от дополнительных повреждений предусматривают разборку узла и транспортировку таких деталей с использованием защитных устройств в виде насадок нли накладок из мягких предохранительных материалов. Демонтаж с подвижного состава электрических аппаратов или машин производят, сохраняя маркировку отсоединяемых электрических проводов, что не только облегчает их последующий монтаж, но и предотвращает возникновение аварий или отказов в работе вследствие неправильного их присоединения. После мойки и сушки детали подвергаются контролю состояния и разбраковке, которая ведется по четырем группам. В процессе контроля детали группируются: на годные к повторному использованию без каких-либо технологических воздействий, на годные к использованию после восстановления, на годные к дальнейшему использованию, но не по прямому назначению и на выбракованные в металлолом. Детали, годные к дальнейшему использованию без каких-либо технологических воздействий, обычно имеют конфигурацию и геометрические размеры, находящиеся в допускаемых пределах; на их поверхности нет видимых признаков начала разрушения.

Детали, годные к дальнейшему использованию после восстановления, имеют износ выше допускаемого по техническим условиям, но запас их прочности достаточен, чтобы после восстановления они

могли отвечать техническим требованиям. Относя детали к этой группе, исходят из возможностей предприятия выполнять необходимые операции восстановления.

Детали, годные к использованию не по прямому назначению, выбраковывают в связи с дефектами "или разрушениями, отсутствием технической возможности или целесообразности их восстановления либо по другим причинам, исключающим . возможность их дальнейшего использования; эти детали направляют на производство в качестве исходного материала для изготовления других, необходимых предприятию.

. Затем следует обильная промывка деталей горячей водой. Для мойки деталей используют специальные моечные машины, конструкции которых весьма разнообразны (например, рис. 52). Для интенсификации процесса очистки, обезжиривания и мойки используют нагревательные элементы различного исполнения, чаще всего тены, обеспечивающие подогрев моющего состава; применяют вращающиеся столы, на которых устанавливают контейнеры с деталями для кругового обмыва; подводят сжатый воздух к воздуховодам, расположенным в растворе, для повышения циркуляции раствора и, следовательно, качества мойки. Загрузку контейнеров с деталями в механизированные моечные установки производят подъемно-транспортными механизмами, конструкция которых приспособлена к моечным установкам. Помещения, в которых осуществляются очистка и мойка, обычно изолированы от производственных участков и оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей надлежащие санитарно-гигиенические условия труда. Качество очистки и обезжиривания деталей, а также скорость протекания процесса могут быть повышены при применении ультразвука. Ультразвук оказывает механическое воздействие на загрязненную поверхность деталей, в результате чего жировые пленки разрушаются. Эффективность применения ультразвуковых волн для очистки и обезжиривания деталей возрастает по мере роста химической активности моющих растворов. В качестве растворов применяют органические растворители, водные растворы щелочей или синтетические поверхностно-активные вещества. Необходимые звуковые волны высоких частот получают за счет использования малнитострикционного или пьезоэлектрического -эффекта. Магнитострикционный эффект проявляется у ряда металлов и сплавов от их способности изменять свои линейные размеры под воздействием магнитного поля. Пьезоэлектрический эффект проявляется у кристаллов при приложении к граням кристалла механических сил (сжатие или растяжение), который заключается в возникновении зарядов на его поверхности. Обратный пьезоэф-фект проявляется тогда, когда грани кристалла от воздействия электрического заряда меняют свои геометрические размеры. Ультразвуковые установки состоят из генератора электрических колебаний и преобразователя их в поток упругих механических волн. Эти преобразователи, в виде направленных излучателей, по-

мсщают и ванны с раствором для очистки деталей. Ультра- звуковые генераторы в зависимости от исполнения обеспечивают частоту колебаний от 15 кГц до нескольких мегагерц. Для очистки и обезжиривания деталей троллейбуса и трамвая достаточно использовать ультразвуковые установки, работающие на частоте 2040 кГц.

Установки серии УЗ В (рис. 53) универсального исполнения имеют широкое практическое применение для очистки деталей.

В установках УЗВ в дно ванны встроен магнитострик-ционный преобразователь, который, являясь источником ультразвуковых колебаний, получает питание от ультразвукового генератора. Ванна заключена в звукоизоляционный кожух. Под крышкой кожуха установлен бортовой отсос, соединенный с вентиляцией.

Реклама