Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Ремонт кузова троллейбуса и трамвая

Одним из главных конструктивных элементов подвижного состава является кузов. Хотя конструктивное исполнение кузовов троллейбуса и трамвая разнообразно, однако процесс их ремонта имеет много общего и отличается особенностями только по тем элементам, которые специфичны для той или иной конструкции. Кузов состоит из узлов и деталей, изготовленных из различных материалов: стали, алюминия и его сплавов, дерева, стекла, синтетических материалов и др. Узлы кузова подразделяются на базовые н небазовые. К базовым узлам относятся основание, каркас и крыша; к небазовым ограждающие конструкции (наружная и внутренняя обшивки), двери, окна и кузовная арматура. Прочность кузова и его долговечность в значительной мере зависят от расположения и прочности узлов и элементов, воспринимающих наибольшие и.длительно действующие статические и динамические нагрузки.

Надежность кузова в основном определяется способом и качеством соединений его узлов и элементов. Соединения в конструкциях кузовов бывают неразъемные сварные, клепаные, склеенные и разъемные болтовые, винтовые и шурупные. Под действием нагрузок, возникающих в эксплуатационных условиях, прочность соединений нарушается, появляются разного рода дефекты в виде изгибов и трещин, разрушений швов, износов крепежных отверстий, повреждений резьбы и т. д. Стимулируют нарушения, возникающие в соединениях, механические колебания кузова, коррозия н старение, которые доводят напряжения в его элементах до значений, близких к пределу выносливости. Возникновение нарушений от усталости наступает быстрее в элементах, подверженных коррозии. Неразъемные соединения и, в частности, клепаные требуют особого внимания, так как их ослабление приводит, кроме разрушения самого соединения, к разработке отверстий под заклепку и к возникновению коррозии в местах соединений между заклепками. Размер заклепок обычно зависит от их роли в соединении и толщины склепываемых элементов. Ориентировочно длина заклепок

тщательного осмотра мест в зоне концентрации напряжений или известных по опыту мест разрушений. При дефектовке также отмечаются значительно поврежденные коррозией места, участки, имеющие механический износ и требующие производства восстановительных работ. Элементы основания кузова, поврежденные коррозией более чем на 15% толщины металла, обязательно заменяют. Все заменяемые элементы или отдельные секции конструкции кузова должны отвечать требованиям чертежей и технических условий с точным выполнением стыковки профилей. Ступенчатость при стыковке допускается в пределах до 1,5 мм. Заварка трещин ведется с соблюдением всех требований производства сварочных работ. Трещина зачищается до металлического блеска, а у концов ее делается сверловка я а расстоянии до 12 мм (рис. 55) от каждого края трещины. Трещина на всем протяжении разделывается под углом 6065°. Целесообразно перед заваркой зону трещины разогреть до 100150° С, а электродуговую заварку трещины вести встречным швом. Затем шов зачищают заподлицо с поверхностью и для усиления места заварки, при необходимости, приваривают накладку (рис. 56). Заменяемые элементы каркаса и основания кузова должны быть из того же материала и иметь тот же профиль, что был применен заводом-изготовителем. Применяются различные методы ремонта элементов кузова в зависимости от вида трещин (рис. 57). При заварке трещин в зоне заклепочных или болтовых соединений заклепки срубаются, а болты вынимаются. Заварка трещин ведется с установкой усиливающих накладок и последующей сверловкой в них отверстий необходимых размеров для восстановления соединения. Для обеспечения прочного заклепочного соединения заклепки перед установкой нагревают.

Правка погнутых элементов кузова ведется и холодном или горячем состоянии. После правки необходима контрольная инструментальная проверка геометрических размеров. Правка металлических листов обшивки, имеющих вмятины, ведется выколотками либо и а правильных приспособлениях или рихтовочных плитах.

Общими требованиями при производстве ремонта кузова являются отсутствие в сварных швах трещин, кратеров, свищей, наплывов и неровностей. Необходимые монтажные отверстия сверлят перпендикулярно плоскости элемента; пробивка и прожог отверстий не допускаются. Особенно тщательно необходимо вести работы в зоне дверных проемов, сопровождая их контролем размеров по диагонали, высоте и ширине проема. Размеры по всей высоте проема не должны отличаться более чем на 4 мм и по ширине более чем на 2 мм. Наружная обшивка кузова, выполненная из стеклопластиковых материалов, требует особых приемов восстановительных работ с соблюдением всех требований техники безопасности и охраны труда. Поврежденное место необходимо вырезать, придав появившемуся отверстию определенную форму; удалить с краев отверстия краску и зачистить поверхность наждачной бумагой; приготовить достаточное количество слоев сплетенного стекловолокна по конфигурации и размеру дефектного места обшивки и необходимую для работы клеевую композицию. В состав клеевой композиции входят полиэфирная смола, нафтанат кобальта, гипериз, аэроенл и поливиниловый спирт. Связующий состав клеевой композиции состоит из основы, зскорнтеля и отвердителя; приготовляется из 100 весовых частей полиэфирной смолы, восьми весовых частей нафтана-та кобальта и трех гипериз а. В тщательно перемешанный связующий состав добавляется аэросил, поставляемый в виде порошка, для придания композиции требуемой густоты. В рецептурах композиций указываются последовательность и соотношение весовых частей, которые следует строго соблюдать, так как применяемые компоненты токсичны, взрывоопасны и легко воспламеняемы. Отверстие перед операциями восстановления с внутренней стороны обшивки плотно закрывается фанерой, оргалитом или картоном, покрытым подогретым до t = 80° С водным раствором поливинилового спирта пз расчета 120 г на 1 л воды, что исключает прилипание связующего состава к своеобразной опалубке. Нанося поочередно слой связующего состава и стекловолокна, достигают покрытия необходимой толщины. Последним слоем является стеклоткань, размер которой должен быть достаточен для перекрытия поврежденного места и краев отверстия. После естественной сушки, продолжительность которой составляет от нескольких часов до одних суток в зависимости от толщины восстановленного стекло-пластикового покрытия, поверхность, восстановленную рекомендуемым методом, шлифуют абразивом или шкуркой для придания поверхности необходимой чистоты и затем окрашивают в необходимый цвет. После ремонта основания кузова и каркаса производится антикоррозионная окраска, а затем, после установки наружной обшивки, на ее внутреннюю сторону наносится специальная противошумная мастика.

Заключительной операцией ремонта кузова является защитная и декоративная окраска, которая ведется в специальном малярном помещении.

Реклама