Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Сборка резьбовых соединений

нагрузки, т. е. коэффициент концентрации нагрузки в резьбовых соединениях больше трех. Это обусловлено тем, что болт на длине свинчивания подвергается растяжению, а гайка сжатию. Многократное подтягивание резьбового соединения нарушает его стабильность и ведет к ослаблению соединения вследствие накопления остаточных деформаций, сопровождающихся смятием резьбы. Принято считать, что стабильность состояния резьбового соединения сохраняется более длительно, если натяг меньше усилия, при котором наступает текучесть материала детали, на 1520%. Неправильная затяжка ведет к нарушению прочности резьбового соединения и возникновению неисправности. Под не правильно

ной затяжкой подразумевается сборка резьбового соединения без соблюдения требуемых усилий затяжки. Если усилие меньше установленного, во время работы между поверхностями может образоваться зазор или произойти перемещение одной поверхности относительно другой. Если же усилие затяжки превышает нормируемое, то деталь может деформироваться, а болты и гайки получат значительные перенапряжения. При неправильной затяжке резьбовых соединений возникает износ отверстий и поверхностей сопряжения или разрушение соединений в процессе эксплуатации в результате обрыва резьбового соединения. Определение необходимого усилия затяжки болтовых соединений представляет значительную сложность, что объясняется трудностями измерения действительного значения осевого усилия в стержне болта или шпильки. В производственных условиях используют один из трех приемов, позволяющих косвенным образом оценивать возникающие осевые усилия: по величине крутящего момента, приложенного к гайке в момент окончания затяжки; по углу поворота гайки от начального положения, если резьбовые элементы выполнены в пределах допуска; по деформациям конструктивных элементов болтов, гаек и шайб.

Так как качество изготовления резьбы и опорной поверхности болтов и гаек неоднородно, то-и коэффициент трения в соединении изменяется в широких пределах. Сохранить нормативную величину коэффициента трения в реальных условиях эксплуатации практически невозможно. Следовательно, усилие затяжки, рекомендуемое в инструкциях, является величиной, приближенной к усредненным условиям изготовления резьбовых деталей, соответствующей материалу и состоянию резьбовой и рабочей части деталей, определяемым требованиям и техническим условиям. Чтобы усилия затяжек незначительно отклонялись от установленных, рекомендуется пользоваться динамометрическими (рис. 84) и предельными ключами, а затяжку многоболтовых соединений вести в определенной последовательности, исключающей перекос деталей благодаря односторонней предварительной затяжке болта или гайки. При миогоболтовых резьбовых соединениях затяжку болтов или гаек, расположенных относительно равномерно по площади детали, следует вести от середины к его краям. При расположении болтов и гаек резьбового соединения по периметру затяжку ведут в перекрестном порядке. Затяжку выполняют за две стадии: неполная, а затем полная с необходимым моментом, обеспечивающим требуемое усилие затяжки. Большинство резьбовых соединений воспринимает динамические нагрузки, в результате чего происходит самоотвиичивание гайки или болта. Чтобы предотвратить самоотвинчивание, устанавливают лружииные шайбы, лепестковые шайбы различных конструкций и контргайки. В некоторых случаях гайки делают с торцовыми прорезями (короной), тогда для их фиксации применяют шплиит. Иногда для предотвращения самоотвиичивания болтов в их головках сверлят сквозные отверстия н их взаимное положение либо их положение относительно сопрягаемой детали фиксируют, пропуская через отверстия вязальную проволоку.

Так как даже при правильной затяжке резьбовые поверхности болтов и гаек, находящихся в соприкосновении, воспринимают значительные нагрузки, то возникает пластическая деформация, способствующая диффузионному схватыванию поверхностей резьбы болта и гайки (сваривание:). Это отражается на сохранности резьбовых деталей при их разборке. Поэтому все резьбовые поверхности соединений, собираемые с предварительной затяжкой, покрывают слоем любой смазки, способной сохраниться на поверхности резьбы в виде пленки; предпочтительней является смазка графитная УСсА. На троллейбусе и трамвае резьбовые крепления достигают 40% неподвижных разъемных соединений; от их надежности во многом зависит надежная работа подвижного состава. Сборку резьбовых соединений, как типовую операцию, легко механизировать. Допускается использование с этой целью специального инструмента. Промышленность выпускает достаточно большой набор электро- и пиевмогайковертов, применение которых облегчает труд, но требует повышенного внимания на операциях сборки, так как рабочий не может непосредственно оценить при этом прилагаемые усилия. Гайка или болт при сборке соединения должны навинчиваться или ввинчиваться с усилиями, соответствующими предусмотренной посадке. При правильно выполненной резьбе гайка должна навинчиваться, сохраняя плоскость соприкосновения с опорной поверхностью, перпендикулярной оси болта или резьбовой шпильки.

Реклама