Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Сборка соединений с натягом

Очень часто выполняется сборка соединения с натягом, величина которого зависит от заданных посадок. К соединениям, собираемым с натягом, относятся неподвижные, обычно неразъемные. Неподвижность этих соединений обеспечивается силами тре

коэффициент линейного расширения материала детали, для стали а=1Ы0~6; rf диаметр поверхности детали соединения, мм.

Контактирующие поверхности деталей соединения,, подлежащих запрессовке, не должны иметь большой шероховатости и следов загрязнения, так как при запрессовке неровности будут срезаны и величина расчетного натяга уменьшится. Для повышения прочности соединения прн запрессовке рекомендуется поверхность покрывать слоем смазки, что уменьшит возможность появления трещин, задиров и искажений формы детали.- Промышленностью выпускается смазка в виде специального порошка, карандашей или пасты; можно также использовать и обычные индустриальные масла. Для обеспечения правильной запрессовки следует применять прессовое оборудование и направляющие приспособления, исключающие повреждение торцовых поверхностей.

Запрессовка с предварительным нагревом не только повышает прочность соединения, но и исключает перекосы, образование дефектов на поверхности детали и их торцах. На подвижном составе предварительный нагрев применяется при напрессовке подшипников качения, бандажей на колеса трамвая и т. д. Подшипники качения помещают обычно в масляную ванну с маслом, разогретым до 90100°. Подшипники после нагрева свободно надеваются на вал. Остывая, внутреннее кольцо подшипника охватывает посадочную поверхность вала с натягом, исключающим смещение кольца даже при разрушении и заклинивании сепаратора подшипника. При демонтаже подшипников качения с вала разборку целесообразно вести при нагретом подшипнике, что сохранит посадку вала. В противном случае необходимо выполнять восстановление посадочной поверхности вала, так как при снятии подшипника качения съемником в холодном состоянии принятый допуск на посадку в 0,03 мм будет почти полностью снят внутренним кольцом подшипника качения. Сборка соединения с натягом при использовании деталей из термопластичных синтетических материалов требует специфического подхода. Особенности пластмасс необходимо учитывать при выборе величин посадок и зазора между поверхностью пластмассовой детали и других деталей сопряжения. В процессе работы сопряжения происходит усадка пластмассовых деталей и натяг в соединении исчезает. Следовательно, натяг прн использовании пластмассовых деталей должен быть больше, чем при металлических деталях. Расчет натяга по формулам, учитывающим величины деформации, предел текучести, модуль упругости, гигроскопичность и другие параметры,

и по номограмме соответственно, приходящиеся на 1 мм радиуса соединения:

Предельные величины натягов:

Сборка соединений с зазором

при интенсивности износа вала и втулки bг- Следовательно:

Таким образом, срок службы сопряжения, собранного с зазором, тем больше, чем меньше начальный зазор и ниже износ поверхностей в период приработки. Величина износа поверхностей в период приработки зависит в основном от чистоты поверхностей деталей сопряжения. Поэтому при сборке соединения с зазором обеспечивают такую чистоту поверхностей вала и втулки, при которой в процессе приработки сопряжения не требуется устранять не ровности, имеющиеся на поверхности деталей после механической обработки.

Начальный зазор сопряжения зависит от точности изготовления деталей. Повышение точности хотя и требует дополнительных затрат, но часто бывает оправдано. Искусственный способ повышения точности изготовления деталей предварительная подборка деталей по величине допуска. При сборке соединений с зазором рекомендуется применять подбор деталей по достигнутому допуску при изготовлении, что равносильно некоторому повышению точности изготовления. Кроме того, можно осуществлять индивидуальную подгонку. Необходимо иметь в виду, что при запрессовке втулки, для обеспечения достаточно плотной посадки, внутренний ее диаметр может измениться, вследствие чего не будет получен необходимый зазор сопряжения. Это обстоятельство учитывают либо при изготовлении, либо после установки втулки ее внутреннюю поверхность обрабатывают протяжкой или разверткой необходимого размера. В некоторых случаях целесообразно осуществлять подгоику размера вала под полученный размер втулки после запрессовки.

коэффициент трения; В ширина кольца подшипника качения, мм; 9 характеристика подшипника, зависящая от его геометрических размеров:

где D внешний диаметр наружного кольца подшипника; d внутренний диаметр внутреннего кольца подшипника.

Реклама