Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Электромонтажные работы

Ремонт электрического оборудования подвижного состава сопровождается электромонтажными работами. Трудоемкость этих работ, требования высокой надежности и безопасной эксплуатации, предъявляемые к системам проводной связи электрических аппаратов и машин, командных и исполнительных механизмов, должны исключать небрежное, невнимательное и неквалифицированное исполнение ремонта и технического обслуживания. Практически вся электропроводка подвижного состава выполнена по двухпроводной схеме и подразделяется на высоковольтную и низковольтную. В подавляющем большинстве случаев доступ к электрической проводке затруднен и требует больших затрат времени. Поэтому работы выполняют с пооперационным контролем, высококачественно, принимая меры, предохраняющие провода от механических повреждений, ускоренного старения изоляции и проникновения влаги. Электрические провода на подвижном составе обычно собраны в пучки (жгуты). Кроме пучков, имеются и одиночные провода. Как высоковольтные провода, так и низковольтные вяжут в пучок кипериой лентой и крученым шнуром. При отпайке проводов на место отпайки накладывают баидаж из изоляционной ленты, фиксируемый крученым шнуром, и затем наносят лак типа БТ-99. Пучок проводов закладывают в брезентовый рукав и укрепляют в желобах с помощью скоб, клиц или привязных ремней. Пучок проводов не должен занимать более 85% свободного пространства

рукава. Концы брезентового рукава обматывают смоляной лентой совместно с пучком проводов, что предотвращает проникновение в пучок, расположенный в рукаве, влаги и грязи. Провода к зажимам подсоединяют, не натягивая, во избежание их обрыва при вибрации. Все провода в пучке должны иметь маркировку на концах либо различный цвет изоляции, что облегчает не только монтаж, но и поиск неисправностей. Для маркировки используют бирки, на которых указан номер провода в соответствии с монтажной схемой. Подсоединение провода в соответствии со схемой проверяют контрольной лампочкой. Подводя провода к зажимам аппаратов и панелей, стремятся обеспечить наименьшее число их пересечений в горизонтальном и вертикальном направлениях. Скобы для фиксирования положения провода устанавливают на расстоянии 150200 мм друг от друга; для предотвращения перетирания изоляции проводов под внутреннюю поверхность скоб подкладывают прокладку из резины либо надевают резиновую трубку на скобу. Концы проводов в зависимости от конструкции контактного устройства разделывают под наконечник, контакт либо под колечко. Для этих целей конец провода очищают от изоляции и загибают в кольцо; наконечники на них закрепляют с помощью пайки или обжатия. Пайка осуществляется припоем ПОС-30; пайка кислотами не допускается из-за неминуемого разрушения детали в месте пайки. Расстояние от припаянного края наконечника до изоляционного покрытия провода должно быть не менее 6 мм при сечении провода от 6 до 16 мм2 и 10 мм при сечении провода свыше 16 мм2. Свободное место между наконечником и изоляцией проводов заполняют изоляционной лентой до диаметра наконечника. Для предотвращения утечки тока с нако167 начинка по поверхности изоляции провода, что может возникнуть при наличии влаги, грязи и т. д., у наконечников высоковольтных проводов устанавливают переходные мостики из резиновой ленты, лакоткани и изоляционной ленты, накладываемой с перекрытием в половину ширины ленты (в полуперекрышу). После заделки переходной мостик покрывают лаком. Отверстия в полу, через которые проходят провода, уплотняют смоляной лентой. Тяговые и вспомогательные двигатели подключают к проводам разъемами, которые размещены в коробках с электроизоляционными крышками. Чтобы предотвратить повреждения проводов, Их закрывают плинтусом из дюралюминия с электроизоляционным покрытием внутренней поверхности либо укладывают в желоба. Групповой монтаж электрических аппаратов предусматривает соблюдение минимальных воздушных зазоров и расстояний в соответствии с установочными чертежами. С задней стороны панелей монтаж обычно ведут шинами, которые должны находиться в габаритах панелей и иметь наименьшие изгибы (рис. 89). При установке соединительных шин с передней стороны панели их располагают вне зоны выхлопа электрической дуги контакторов. Концы круглых шин (рис. 90) для прочности контакта сплющивают и рассверливают под диаметр болта до 6 мм. При соединениях шин болтами диаметром свыше 6 мм концы шин сгибают в кольцо. Перед монтажом их покрывают припоем ПОС-30 на длину 25 мм. Всю остальную поверхность шины покрывают электроизоляционным лаком типа БТ-99. Контактные поверхности монтируемых шин, наконечников, об-луженных кольцевых разделок должны плотно прилегать и прочно скрепляться с целью снижения переходного сопротивления в месте контакта, так как значительные переходные сопротивления являются причиной большинства нарушений в работе электрических цепей подвижного состава.

Реклама