Меню
Дешевые шины покупал тут: http://ukrshina.com.ua/shiny/gremax
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Контроль токов утечки троллейбуса

На современных троллейбусах возможно возникновение токов утечки на кузов, что опасно для пассажиров и ремонтного персонала. Повышение качества изоляционных материалов, используемых в оборудовании троллейбуса, расположение в одном месте всего высоковольтного оборудования и другие мероприятия не исключают полностью возможность появления токов утечки на кузов, которые могут возникнуть при ухудшении изоляции вследствие старения, атмосферных воздействий и т. д.

Испытательное устройство контактного типа построено на принципе сравнения тока уставки прибора ПСТ-ЗА (рнс. 124) с током утечки на троллейбусе. Появления сигнала (светового и звукового) о превышении токов утечки над током уставки свидетельствует о нарушении или ухудшении изоляции электрических цепей троллейбуса; поиск места повреждения осуществляется поэлементной проверкой отдельных электрических цепей. При бесконтактной системе контроля состояния изоляции то-копроводящих цепей троллейбусов используют приемный контур, расположенный в дорожном покрытии. Этот контур изолирован от дорожного полотна и выступает над его плоскостью на 25 мм. Троллейбус, пересекая контур в рабочем режиме, при наличии токов утечки на корпус наводит в контуре э.д. с, наличие которой (определяется измерительными приборами) сигнализирует о неисправности изоляции электрических цепей троллейбуса. Однако такие проверки проводятся эпизодически.

Потенциал кузова троллейбуса относительно земли

Практически все предлагаемые устройства защиты от токов утечки обеспечивают их отвод на отрицательную шину тяговой подстанции. В одних случаях отвод осуществляется заземлителем кузова, который имеет контакт с землей, через дорожное покрытие или через металлический лист, уложенный в зоне остановочного пункта. Такие устройства дорогостоящие, ненадежные и имеют ограниченную возможность к использованию. В других случаях отвод осуществляется устройствами, присоединяющими кузов к отрицательному проводу. Но при этом ток утечки определяется величиной потенциала отрицательного провода, т. е. безопасность обеспечивается в пределах участка контактной сети с относительно низким потенциалом <p0. На всех остальных участках ток утечки может в несколько раз превышать предельно допустимый по условиям безопасности. Известны схемы, обеспечивающие присоединение кузова к отрицательному проводу через компенсирующую аккумуляторную батарею. Но и в этом случае защитные функции ограничены потенциалом отрицательного провода. Имеются устройства, сигнализирующие о наличии тока утечки, например индикатор тока утечки, включенный между кузовом и дорожным покрытием через заземлители.

Существуют схемы сигнализации, при которых кузов троллейбуса присоединяется к отрицательному проводу непосредственно через индикатор тока или через симметричную систему вентилей. Но и в этом случае замеряемый ток утечки определяется главным образом потенциалом отрицательного провода, т. е. местонахождением троллейбуса на линии. Мостовые схемы и устройства с компенсирующей аккумуляторной батареей для сигнализации токов утечки, являясь системами .непрерывного действия, обладают также рядом недостатков, ограничивающих возможность их широкого применения. В устройствах с компенсирующей аккумуляторной батареей показание индикатора зависит от местонахождения троллейбуса, от соотношения сопротивлений изоляции положительных и отрицательных цепей троллейбуса, а также от переходного сопротивления между шинами и дорожным покрытием и т. д. Академией коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова предложено сигнальное устройство, индикатор тока утечки которого зключеи между кузовом и отрицательным проводом последовательно с компенсирующим источником постоянного тока. Схема предусматривает поддержание напряжения компенсирующего источника на уровне потенциала отрицательного провода относительно земли с помощью однофазного подмагничиваемого трансформаторного регулятора (ПТР) с двойным подмагни-чивлнием. Устройство (рис. 126) содержит статический преобразователь напряжения ПН, последовательный элемент подмагничиваемого трансформаторного регулятора Тр2, параллельный элемент регулятора

К входным зажимам прибора сигнализации тока утечки на корпус троллейбуса подводится напряжение 12 В и 600 В, а также шлейф К от корпуса троллейбуса. Прибор дает показание только при установленных на контактный провод штангах токоприемника. При включенном тумблере и рубильниках через обмотки реле Р1 и Р2 пойдет ток и они своими контактами подготовят прибор к работе по контролю токов утечки, о чем сигнализирует лампа Л Б. Транзисторы Т1 и Т2 преобразователя ПН работают в ключевом режиме и во вторичной обмотке трансформатора Тр индуктируется э.д. с, которая подается на первичные обмотки трансформаторов насыщения Tpl и Тр2. Если ток утечки превысит допустимый, то дестабилизируется компенсационная схема сигнализации и во вторичных обмотках трансформаторов Tpl и Тр2 возрастет ток, в результате чего сработает реле РИ и своим контактом включит сигнальную лампу ЛК. При полном пробое изоляции токоведущих цепей на корпус троллейбуса дополнительно загорается неоновая лампа ЛИ. На троллейбус, возвратившийся в депо из-за появления токов утечки, превышающих допустимое значение, устанавливается табличка Осторожно, низкая изоляция.

Реклама