Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Эксплуатация и ремонт трамваев и троллейбусов

Организация технического обслуживания и ремонта

Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава состоят из отдельных операций. Эти операции и процесс в целом направлены на то, чтобы при наименьшей затрате труда, в определенной последовательности, с использованием необходимого инструмента, приспособлений и устройств выполнить комплекс работ, обеспечивающий достижение поставленной цели. Отдельные операции и процесс в целом охватывают весь объем необходимых работ, изложенный в виде характеристик технического обслуживания и ремонта. Технологический процесс технического обслуживания и ремонта определяется документально оформленным регламентом операций и приемов работ, рационально использующими труд и производственные возможности, указывающими, какой требуется инструмент и какое оборудование для выполнения предусмотренных операций, каковы затраты времени н материалов. В технологической документации изложен процесс, наиболее полно соответствующий утвержденному методу технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Организация работ на предприятии должна обеспечить строгую технологическую дисциплину, высокую производительность труда, необходимое качество работ и технико-экономическую эффективность производства. Каждое предприятие составляет план-график технического обслуживания и ремонта, исполнение которого обеспечивается нахождением необходимого числа единиц подвижного состава в том или ином виде технического обслуживания и ремонта. В плане-графике указываются конкретные инвентарные номера подвижного состава, так как он составляется на основе данных об объеме выполненной работы (пробеге) каждым трамвайным вагоном или троллейбусом. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава предполагают использование двух способов работ индивидуальный и агрегатно-узловой. При индивидуальном способе все узлы и агрегаты, демонтируемые с подвижного состава для осмотра, ревизии и ремонта, после выполнения необходимых технологических операций возвращаются на этот же трамвайный вагон или троллейбус. При этом нет необходимости иметь развитые производственные участки, так как программа их работ небольшая, простой подвижного состава в зоне обслуживания значительный, оборотный фонд узлов, агрегатов и запасных частей может быть весьма малым. Недостатком такой организации работ является нерациональное использование производственных площадей, низкая производительность труда из-за неритмичной работы ремонтного и обслуживающего персонала и, как следствие, низкий коэффициент технической готовности подвижного состава. Однако этот способ организации работ, в ограниченных рамках, может быть применен на вновь вводимых в эксплуатацию предприятиях, при разнотипном подвижном составе, широком использовании индивидуальной полгонки детален сопряжения в процессе ремонта и восстановления, при соизмеримо большой длительности выполнения сопутствующих работ (например, ремонт кузова или его окраска). При агрегатно-узловом способе технического обслуживания и ремонта узлы и агрегаты, демонтируемые с трамвая (троллейбуса) для ревизии и ремонта, устанавливаются не на данный трамвай, а на любой другой, т. е. обезличиваются. Таким образом, предоставляется возможность монтировать при техническом обслуживании и ремонте на подвижном составе узлы и агрегаты, прошедшие заблаговременно ревизию и ремонт. При агрегатно-узловом способе повышается производительность труда, работы выполняются на промышленной основе, сокращается время простоя подвижного состава в зонах ремонта и обслуживания. Вместе с тем, чтобы применить этот способ ремонта, требуется иметь развитое складское хозяйство, значительный фонд оборотных узлов и агрегатов, дополнительные производственные площади для создания специализированных участков ремонта. Специализация работ, возможность использования высокопроизводительных приспособлений и оснастки, механизация процессов производства и высокая технологичность операций обеспечивают рост производительности труда и повышения качества работ. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и отдельных его узлов и агрегатов могут быть организованы стационарным или поточным методом. Стационарный метод подразумевает нахождение ремонтируемых единиц в течение всего времени обслуживания или ремонта на одном посту. При этом методе не требуется больших производственных площадей. Отсутствие достаточной механизации и специализации рабочих мест ограничивает уровень производительности труда. При этом квалификация ремонтного и обслуживающего персонала должна быть достаточно высокой. Колебания трудоемкости работ на отдельных единицах подвижного состава существенно не отражаются на производственном процессе эксплуатационного предприятия. Вместе с тем, оказывается невозможным четко планировать работы из-за колебаний в трудовых затратах на ремонт отдельных единиц подвижного состава; использовать в полном объеме планируемое рабочее время из-за многопрофильности работ на рабочем месте; оснащать рабочие места комплексными средствами механизации. Из-за резкого различия трудоемкости работ при текущем ремонте стационарный метод получил преимущественное применение. Он применяется также при выполнении в депо ревизионно предупредительного и малого ремонтов из-за небольшой программы этих работ. Поточный метод подразумевает размеренное, ритмичное перемещение ремонтируемого или обслуживаемого подвижного состава либо его агрегатов и узлов от одного поста к другому. В этом случае каждый пост специализируется на выполнении определенного вида работ и оснащается соответствующим инструментом, устройствами и приспособлениями. Поточный метод позволяет не только поднять производительность труда, но и дисциплинирует ремонтный и обслуживающий персонал. Для организации поточного метода работ в эксплуатационном предприятии или в зоне ремонта необходимо обеспечить плановое поступление на поток изделий, требующих ремонта, строгое регламентирование объема работ, достаточную программу ремонта. Эффективность поточного метода при техническом обслуживании н ремонте подвижного состава тем выше, чем больше подвижной состав, его узлы и агрегаты приспособлены к ремонту и обслуживанию на поточной линии, т. е. не требуют большого числа подгонок, регулировок, проверок, узлы и агрегаты взаимозаменяемы, нет необходимости в значительном времени на монтаж и демонтаж. Поточная линия обычно содержит достаточное количество постов, что позволяет выравнить затраты времени па выполнение необходимых работ на каждом посту. Посты оснащаются устройствами и приспособлениями, обеспечивающими синхронность выполнения работ по постам; последовательность выполняемых операций по постам исключает непроизводительную затрату времени.

число постов на потоке сборки.

Реклама