Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Зил

Кузов

Устройство. Кузов (рис. 22) металлический, сварной, прямоугольной формы с задним 13 и боковыми 3 открывающимися бортами. Пол кузова выполнен из трех деревянных щитов, обитых стальными листами толщиной 1,5 мм. Боковые борты для улучшений условия разгрузки и для уменьшения подсыпания сыпучих грузов под колеса автомобиля при разгрузке подвешены на нижних шарнирах 17. Задний борт открывается как на нижних, так и на верхних шарнирах. Передний борт 16 жестко закреплен на основании 2 кузова. Основание кузова состоит из двух продольных балок, связанных поперечинами. По бокам основания приварена обвязка, к которой болтами крепятся щиты пола. Крепление их показано на рис. 23.

В средней части основания к коротким поперечным балкам приварены кронштейны крепления .верхней опоры гидроподъемника. К поперечным балкам основания приварены опорно-поворотные кронштейны 5 и 8 (см. рис. 22). Для подъема кузова при разгрузке назад используются кронштейны задней поперечной балки, для подъема кузова на боковые стороны кронштейны передней и задней поперечных балок одной стороны кузова.

Для смягчения ударов по раме автомобиля кузов оборудован двумя дополнительными передними опорами 1 с резиновыми прокладками (буферами). Резиновые буфера (рис. 24) передних опор съемные и по мере износа легко могут быть заменены. Буфера крепятся шпильками с гайками. Этими буферами кузов опирается на раму автомобиля.

На автомобилях-самосвалах, выпущенных до января 1974 г дополнительные передние опоры кузова не ставились. Для повышения надежности и предотвращения выхода из строя рамы шасси автомобиля рекомендуется на автомобилях ЗИЛ-ММЗ-554, выпущенных до января 1974 г., установить дополнительные передние опоры, которые легко изготовить силами автотранспортных предприятий. Эскиз дополнительной опоры с основными размерами и установка их на передней поперечной балке кузова дается в приложении 5. На лонжеронах рамы устанавливаются опорные пластины.

 

В процессе эксплуатации необходимо следить за креплением й состоянием буферов.

Боковые борта запираются крюками 14 (см. рис. 22). К ввязкам боковых бортов приварены пальцы 15, а к кронштейнам переднего и заднего бортов оси, на которых установлены запорные крюки. Боковые борты отпираются поворотом вверх рукояток запорных крюков.

Борты имеют значительную массу и для облегчения открывания и закрывания их кузов оборудован уравновешивающими механизмами боковых бортов торсионного типа, которые установлены под полом кузова в передней его части. На рис. 22 виден торсион 4 уравновешивающего механизма левого борта.


Уравновешивающий механизм каждого борта состоит из двух торсионов 4 и 10 (рис. 25), установленных в кронштейнах основания кузова (на рисунке не показаны). На передние и задние торцы торсионов надеты муфты 3, 6, 9 и 14 с приваренными к ним рычагами 1, 2, 5 и 8. Рычаг 1 тягой 13 с соединительным звеном 12 соединен с кронштейном // борта. Рычаги 5 и 8 соединены звеном 7. Регулировочный рычаг 2 болтами прикреплен к основанию кузова. При открывании борта соединительное звено 12 и тяга 13 поворачивают рычат / муфты 14 наружного торсиона.

Муфта 14 поворачивает и закручивает торсион 10, который, в свою очередь, поворачивает муфту 9 с рычагом 8, а он тягой 7 поворачивает рычаг 5 и муфту 6 внутреннего торсиона 4. Передний конец торсиона 4 повернуться не может, так как муфта 3 рычага 2 закреплена неподвижно. Таким образом при открывании борта оба тороиона работают последовательно и своей упругостью воспринимают значительную часть массы бокового борта, чем значительно облегчается открывание и закрывание бортов.

Величину усилия, развиваемого торсионами, регулируют изменением положения рычага 2. Для увеличения упругости отвертывают болты крепления регулировочного рычага и повертывают его против часовой стрелки так, чтобы отверстия крепления переместились в следующее положение. Затем закрепляют регулировочный рычаг болтами. Муфты торсионов смазывают через масленки во втулках кронштейнов основания кузова.

Задний борт запирают при помощи механизма, установленного в задней части кузова. Механизм запирания заднего борта состоит из вала управления, установленного в задней части продольных балок основания кузова, с укрепленной на нем рукояткой 7 (см. рис. 22), скоб 9, тяг 11, закрепленных на скобе гайками 10, крюков 12 и пружины, одним концом соединенной с отверстием рычага вала управления, а вторым с отверстием в поперечине кузова. Пружина установлена под кузовом и стремится повернуть вал управления так, чтобы запоры всегда находились в закрытом положении.

Поворотом рукоятки 7 вниз отпирают одновременно оба запора заднего борта. Для обеспечения одновременности и равномерности запирания крюков, а также полноты отпирания, на тягах запорного механизма имеются гайки для регулировки их длины.

Передний и задний борты кузова показаны на рис. 26. Кузов опорно-поворотными кронштейнами опирается на оси опрокидывания кузова поперечных балок надрамника и закрепляется на них в двух кронштейнах (если предполагается разгрузка назад, то в обоих задних кронштейнах, если на бок то в обоих кронштейнах со стороны разгрузки).

На осях опрокидывания кузов крепят болтами 10 с гайками 11. Гайки шплинтуются. Для крепления кузова на осях опрокидывания подрамника применяются специальные болты (554-8500128 с гайками М16) или болты М20Х120 с гайками М20.

Для предотвращения просыпания зерна через неплотности прилегания боковых и заднего бортов к полу и стойкам кузова устанавливаются съемные резиновые уплотнители (рис. 2730), которые крепятся прижимными планками и гайками. Состав комплекта резиновых уплотнителей и деталей для их крепления приведен в приложении 4. Резиновые пластины уплотнений имеют вырезы, позволяющие регулировать степень прилегания пластин к бортам, стойкам и скосам стоек. В эксплуатации необходимо следить за состоянием резиновых пластин уплотнений, за их плотным прилеганием к кузову. Изношенные и поврежденные пластины следует заменить. Резиновые уплотнители устанавливают только при перевозках зерна. При перевозках других сыпучих грузов, в том числе и строительных, резиновые уплотнители бортов кузова должны быть сняты.

Для лучшего использования грузоподъемности автомобиля при перевозках легких грузов с небольшой плотностью кузов оборудован съемными деревометаллическими надставными решетчатыми бортами. В комплект входят два боковых, передний и задний надставные борта.

При установке надставных бортов вместо основного заднего борта устанавливают специальный высокий решетчатый задиий борт. Боковые надставные и задний высокий борта подвешивают на верхних шарнирах.

С февраля 1974 г. на автомобилях ЗИЛ-ММЗ-554 устанавливается упор кузова, предназначенный для удержания порожнего кузова в поднятом положении при проведении работ технического обслуживания (осмотр узлов и опрокидывающего устройства и узлов шасси без снятия их и ремонта). Производить ремонтные работы под кузовом, установленным на упор, категорически запрещается. Ремонтные работы необходимо производить в гараже или на ремонтном заводе со снятием кузова или с применением дополнительных надежных упоров.

Откидной упор состоит из трубчатой стойки 3 (рис. 31), на концах которой приварена серьга 2 и наконечник 4. Упор удерживается на оси 9, приваренной к левому лонжерону 1 надрамника, кронштейном 7, который двумя болтами 8 привернут к оси. Болты закреплены от возможного отвертывания замочной пластиной, подложенной под них. К днищу 5 кузова приварено гнездо 6, служащее для фиксации упора. Положение упора регулируется винтом 10, ввернутым в кронштейн 7. Болт закрепляется в рабочем положении контргайкой 11.

Для установки порожнего кузова на упор необходимо полностью поднять кузов назад и зафиксировать его в этом положении, переведя рукоятку распределителя в нейтральное (II положение), а рычаг коробки отбора мощности установить в переднее положение, в котором коробка отбора мощности выключена и насос не работает. После этого выйти из кабины, установить упор с наклоном назад до упора в регулировочный болт. Затем войти в кабину и медленно опускать кузов. Наконечник упора должен войти в свое гнездо.

При регулировке угла наклона упора болт 10 устанавливают в положение, при котором при опускании кузова наконечник попадает в гнездо на днище кузова. После окончания регулировки болт надежно закрепить контргайкой. При регулировке упора под кузов должны быть поставлены надежные дополнительные упоры.

Регулировку упора производить только в условиях мастерской или гаража. Необходимо постоянно следить за исправностью упора, его креплением и состоянием сварных швов, гнезда и оси упора.

При проведении ремонтных работ, связанных со снятием и установкой отдельных узлов и агрегатов, расположенных под кузовом, разъединением трубопроводов, регулировкой угла наклона упора кузова для удержания кузова в поднятом положении, необходимо применять надежные страхующие средства, дополнительные ремонтные упоры, например, металлические башмаки, стойки и прочее.

Для защиты перевозимых грузов от атмосферных осадков и от выдувания автомобиль-самосвал снабжен брезентовым тентом. Тент устанавливается на кузове без надставных бортов и закрепляется веревками к обвязочным крюкам 6 (см. рис. 22) кузова. Для предохранения тента от повреждений задними стойками кузова, которые выступают выше уровня бортов, на задние стойки, перед накрытием кузова тентом надеваются предохранительные чехлы, входящие в комплект тента.

Разборка, сборка и ремонт. Текущий ремонт кузова выполняется, как правило, без снятия кузова с шасси и заключается в заварке трещин и разрушенных сварных швов, а также в подтяжке болтов крепления щитов пола кузова. В отдельных случаях ремонт кузова производится со снятием его с шасси автомобиля.

Чтобы снять кузов, необходимо отъединить от него подъемник. Для этого поднять кузов и установить его на упор, отвернуть гайки крепления шаровой опоры, осторожно опустить кузов, сняв упор кузова. После этого расшплинтовать болты 10 (см. рис. 26) опорно-поворотных кронштейнов, отвернуть гайки 11 и вынуть болты 10, удерживающие кузов в кронштейнах 9. Снять с автомобиля подъемным устройством кузов.

В эксплуатации боковые и задние борта деформируются и повреждаются при разгрузке смерзшимся, слежавшимся и слипшимся грузом. Они могут быть повреждены и деформированы также и штучными грузами, особенно тяжелыми и негабаритными. Деформированные борта не прилегают плотно к стойкам и запирать их трудно. Сильно деформированные борта могут не закрываться. В этом случае борта снимают и выправляют.

Для снятия заднего борта открыть нижние и верхние шарниры кузова, предварительно застропорить борт и снять его краном или другим подъемным средством. Борта, как задний, так и боковые, следует снимать только грузоподъемным устройством. Для снятия бокового борта необходимо предварительно отъединить его от уравновешивающего механизма борта. Для этого отвернуть и вынуть болты, крепящие регулировочный рычаг 2 (см. рис. 25) уравновешивающего механизма. Затем расшплинтовать и выбить палец, соединяющий звено 12 с кронштейном 11 бокового борта. После этого расшплинтовать и выбить пальцы петель подвески борта, открыть запоры и снять борт. Ставятся задний и боковые борта в последовательности, обратной разборке.

Регулировку запоров заднего борта выполняют изменением длины тяг 11 (см. рис. 22). Тяги должны быть отрегулированы так, чтобы при запирании борта крюки плотно прижимали задний борт к стойкам кузова, а при отпирании крюки не препятствовали открытию борта.

Для регулировки длины тяги отвертывают на несколько оборотов одну из гаек крепления тяги к скобе. При увеличении длины тяги первоначально отвертывают переднюю гайку, при уменьшении заднюю. Затем, завертывая или отвертывая гайки, устанавливают необходимую длину тяги. Длина тяги отрегулирована правильно, если задний борт запирается с небольшим натягом.

Для снятия тяги отвертывают переднюю гайку тяги, расшплинтовывают и вынимают палец крюка запора заднего борта. Тягу подают назад, снимают со скобы управления и отвертывают вторую (заднюю) гайку тяги.

Для замены упора кузова необходимо установить кузов на надежные инвентарные упоры, отогнуть с граней болтов 8 (ом. рис. 31) стопорную планку, отвернуть два болта 8, снять кронштейн 7 и упор. Установку упора выполняют в последовательности, обратной снятию. После установки упора регулируют установку регулировочного болта 10. Порядок регулировки был указан выше. Сборку узлов кузова выполняют в обратном порядке.

Для замены изношенных буферов передних опор отвернуть две гайки крепления буфера к опоре, предварительно приподняв кузов и установив его на низкий упор (упор для постановки запасного колеса в колесодержатель).

Во время эксплуатации автомобиля при отсутствии контроля за состоянием крепления щитов пола кузова щиты могут смешаться, образуя щели, в которые будут просыпаться сыпучие грузы. Для подтяжки гаек болтов (см. рис. 23) крепления щитов необходимо поднять кузов и установить его на надежный упор, как указано выше, после чего подтянуть гайки.

Реклама