Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Зил

Коробка отбора мощности

Устройство. Коробка отбора мощности (рис. 7) с установленным на ней насосом крепится болтами и шпильками с гайками к привалочной поверхности правого люка коробки передач. В картере 19 (рис. 8) коробки па оси / на двух шариковых радиальных подшипниках 2 установлена промежуточная шестерня 4.

Подшипники упираются в буртик оси и удерживаются стопорным кольцом 6. Внутри шестерни подшипники упираются в стопорное кольцо 3. Промежуточная шестерня постоянно зацеплена с ведомой шестерней 12, которая вращается в двух шариковых радиальных подшипниках 11 и 13, установленных в картере. От продольных перемещений эти подшипники удерживаются стопорными кольцами 10 и 14. Отверстие в картере закрыто крышкой 16 с прокладкой 15. Крышка крепится болтами 18 с пружинными шайбами 17.

Ось / вместе с промежуточной шестерней 4 может перемещаться вдоль оси. При перемещении вперед (на рисунке вправо) шестерня 4 входит в зацепление с шестерней 5 блока заднего хода коробки передач и передает крутящий момент валу насоса.

Для предотвращения вытекания масла из-под оси 1 в проточке картера установлено резиновое уплотнительное кольцо 20 круглого сечении и отверстие в картере закрыто пробкой 8 с алюминиевой прокладкой 7.

Картер 19 имеет два взаимно перпендикулярных фланца: один для крепления коробки отбора мощности к коробке передач, а другой для установки насоса 1 (см. рис. 7).

Между фланцем коробки отбора мощности и привалочной плоскостью коробки передач, а также между фланцами насоса и коробки установлены прокладки 9 (см. рис. 8) из непропитанного картона толщиной 0,5 мм.

Картер коробки отбора мощности сообщается с картером коробки передач. Смазка деталей обеих коробок производится разбрызгиванием масла, находящегося в картерах коробок. Масло заливают через отверстие, закрытое пробкой 4 (см. рис. 7) до уровня этого отверстия. Через него же в процессе эксплуатации контролируют уровень масла. Общий заправочный объем обеих коробок больше объема коробки передач, поэтому заливать масло в коробки нужно на 0,3 л больше того количества, которое указано в Инструкции по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-130 и его модификаций для заправки коробки передач.

Рычаг 11 (см. рис. 7) коробки отбора мощности установлен в кабине водителя справа от рычага коробки передач на кронштейне 9, который двумя болтами 8 крепится в картеру коробки передач.

Перемещения рычага ограничены ограничителем 10. Люк в лолу кабины для выхода рычага 11 закрыт крышкой с уплотнителем. В рабочих положениях рычаг 11 удерживается фиксатором 14, который поджимается пружиной 13. Нижний конец рычага 11 соединен с осью 5 промежуточной шестерни при помощи пальца 6 со шплинтом 7.

Для включения коробки отбора мощности фиксатор 14 отжимают вверх и выводят из гнезда ограничителя 10. Затем рычаг 11 переводят в заднее положение (положение II).

Для безударного включения коробки отбора мощности нужно при работающем двигателе предварительно выжать педаль сцепления, а после включения коробки плавно отпустить педаль сцепления и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.

Подъем кузова следует производить на средней частоте вращения коленчатого нала двигателя (22002500 об/мин).

Перед началом подъема кузова следует отпереть соответствующий борт для беспрепятственного ссыпания груза.

Не допускается включать коробку отбора мощности при включенном сцеплении, так как это может вызвать поломку или ускоренный износ шестерен коробки отбора мощности и насоса. После окончания подъема кузова, а при работе с прицепом после окончания подъема кузовов автомобиля и прицепа коробку отбора мощности необходимо выключить также при выключенном сцеплении.

Регулировка, разборка и сборка. Перед снятием коробки отбора мощности необходимо предварительно слить рабочую жидкость из гидравлической системы и отъединить трубопроводы.

Для слива рабочей жидкости вывернуть пробки а днище бака и в днище подъемника. Так как трубопровод низкого давления расположен в самой низкой точке гидравлической системы, то для полного слива жидкости из системы его необходимо отъединить и снять со всасывающего патрубка насоса. Для этого нужно снять стяжной хомут и перед снятием шланга ослабить болт скобы крепления трубопровода. Так как трубопровод низкого давления (всасывающий трубопровод) имеет изгибы и установлен изгибом вверх, то при сливе жидкости небольшое количество ее остается в баке. Для полного слива остатков жидкости трубопровод выводят из скобы крепления и конец трубопровода, снятый со всасывающего патрубка насоса, опускают.

Если другие узлы опрокидывающего устройства снимать не нужно, то остатки жидкости можно не сливать, а трубопровод после вывода его из скобы крепления закрепить временно мягкой проволокой, подняв освободившийся конец трубопровода. Затем отъединяют шланг высокого давления, соединяющий насос с распределителем. Для этого нужно отвернуть накидную гайку и разъединить шланг с патрубком насоса. Шланг высокого давления не рекомендуется перегибать и перекручивать.

Снять коробку отбора мощности (в сборе с насосом).

До отъединения коробки отбора мощности необходимо частично слить масло из картера коробки передач, так как полости картеров коробки передач и коробки отбора мощности соединены между собой и уровень масла в коробках выше люка, соединяющего коробки. Коробку отбора мощности снимают вместе с насосом и патрубками.

Перед снятием коробки отбора мощности с автомобиля, необходимо предварительно снять ковер пола, крышку люка и ограничитель хода рычага коробки отбора мощности.

Для снятия ковра пола отвернуть два болта крепления и отъединить педаль подачи топлива, отвернув два болта крепления педали, после чего снять ковер. Затем отвернуть головку 12 (см. рис. 7), снять пружину 13 и фиксатор 14. Отвернуть болты крепления крышки люка и снять ее. Отвернуть болты и снять ограничитель 10 хода рычага.

Вынуть шплинт 7 из пальца 6 рычага. Переместить рычаг вправо и снять его с оси. Вынуть рычаг в кабину через люк.

Затем отвернуть три болта и три гайки со шпилек, на которых установлена коробка отбора мощности. Снять коробку со шпилек и снять прокладку. Если необходимо, то снять с коробки насос.

К разборке коробки отбора мощности можно приступать только после снятия насоса. Для этого необходимо отвернуть три болта и одну гайку со шпильки крепления насоса. Снять насос и картонную прокладку 9 (ом. рис. 8).

Для разборки коробки следует отвернуть пробку 8 и снять прокладку 7. Затем извлечь из канавки и перевести на гладкую часть он 1 стопорное кольцо 6 и переместить промежуточную шестерню 4 по направленно к пробке 8. Вынуть ось 1, сняв с нее стопорное кольцо, и промежуточную шестерню 4 с подшипниками 2. Вынуть, если необходимо, из картера 19 резиновое уплотнительное кольцо 20. Если требуется, то из ступицы шестерни 4 выпрессовывают подшипники 2 и снимают стопорное кольцо 3.

Извлечение ведомой шестерни 12 следует начать, сняв крышку 16, для чего отвертывают четыре болта 18. Вместе с крышкой снять прокладку 15, снять стопорные кольца 10 и 14 заднего и .переднего подшипников. Шестерню 12 с подшипниками впрессовывают через переднее окно картера.

При необходимости с шестерни 12 спрессовывают шариковые подшипники 11 и 13.

Сборку коробки отбора мощности и установку ее на картере коробки передач следует выполнять в обратной последовательности. При сборке все поврежденные прокладки и уплотнения заменяют новыми. В собранной коробке шестерни должны легко проворачиваться от руки без заеданий. Ось с установленной на ней промежуточной шестерней должна легко перемещаться.

Для регулировки рычага // (см. рис. 7) (после демонтажа или при нарушении регулировки) необходимо ослабить болты 8 крепления кронштейна 9 и ограничителя 10 так, чтобы они могли перемещаться в своих овальных отверстиях под болты. Вытянуть до упора ось 5 за ее хвостовик. Это положение рычага // соответствует выключенному положению коробки отбора мощности.

В этом положении завернуть болты 8, а затем установить кулису-ограничитель 10 так, чтобы фиксатор рычага оказался в ее переднем вырезе, после чего затянуть болты крепления кулисы-ограничителя. Регулировка выполнена правильно, если установка рычага 11 в переднем положении, соответствующем выключению коробки отбора мощности и насоса, происходит с небольшим натягам.

Реклама