Меню
Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Зил

Распределитель

Устройство. Распределитель служит для направления потока рабочей жидкости от насоса к подъемнику автомобиля или прицепа или для направления потока жидкости в бак, соединения полостей подъемников с баком, а также для ограничения давления в гидравлической системе опрокидывающего устройства и фиксации кузовов автомобиля и прицепа в определенных положениях (крайних или в промежуточных). Распределитель крепится под полом кабины и соединен трубопроводами с насосом, баком, подъемником и ограничительным клапаном, а также с трубопроводом гидравлического вывода для соединения с гидравлической системой опрокидывающего устройства прицепа.

На автомобиле-самосвале ЗИЛ-ММЗ-554 установлен золотниковый двухсекционный четырех позиционный распределитель Р75-В2А (рис. 11) с фиксацией золотников в рабочих положениях с помощью механического фиксатора с шариками.

Основными узлами распределителя являются: корпус 2, верхняя крышка 23, нижняя крышка 32, золотники 3, механизм ручного управления золотниками, перепускной и предохранительный клапаны.

В чугунном корпусе 2 размещены основные узлы распределителя. В корпусе имеются расточки, сверления и полости и пять сквозных отверстий. В двух вертикальных расточках К а Л размещены золотники 3, при помощи которых распределяются потоки рабочей жидкости. Золотники и их гнезда в корпусе представляют собой прецизионные пары. Диаметры гнезд разбиты по наименьшему диаметру на 20 размерных групп. На столько же групп разделены и золотники по наружному диаметру. Соответственна номерам групп подбирают и притирают золотниковую пару. Номер группы наносится в виде клейма на нижнем торце корпуса распределителя у соответствующих гнезд, а у золотников номер группы нанесен на хвостовике. Для получения лучшей герметичности номер группы золотника выбирают на 1-2 ед. больше номера группы гнезда в корпусе. В вертикальной расточке Д размещен перепускной клапан. В нижнюю часть расточки запрессовано гнездо этого клапана. В вертикальной расточке В размещен предохранительный клапан 15. Расточки В и Д соединены между собой сверлениями.

Сверленый канал диаметром 8 мм, изолирований от напорной и сливной полостей корпуса, соединяет верхнюю и нижнюю крышки распределителя. Он служит для уравновешивания давлении в крышках распределителя и предотвращения односторонних нагрузок на торцы золотника. Крышки распределителя являются гидравлически взаимосвязанными полостями, находящимися под давлением, равным давлению в сливной магистрали.

По мере загрязнения фильтра бака для рабочей жидкости давление в сливной магистрали увеличивается до 35 кгс/см (до давления срабатывания перепускного клапана бака). Импульс давления, возникший в полости нижней крышки 32, по соединительному каналу передается в полость верхней крышки 23 распределителя. Таким образом сохраняется осевая уравновешенность золотников и их фиксация не нарушается.

Кроме вертикальных расточек в корпусе распределителя выполнены горизонтальные сверления, соединяющие вертикальные сверления и полости. Эти сверления закрыты пробками 4 с уплотнительными кольцами 5, коническими пробками, крышками. Горизонтальные полости О и Н, соединяющие все три вертикальные сверления Д, К и Л, имеют резьбовые выходы на поверхность корпуса, в которые ввернуты угольники, а в них ввернуты наконечники трубопроводов высокого давления.

Золотник представляет собой цилиндрический плунжер из легированной стали и имеет проушину для соединения с рычагом 27, шесть рабочих поясков, шесть шеек и хвостовик. В теле золотника размещаются устройства для фиксации и автоматического возврата золотника.

Каждый золотник управляет одним подъемником автомобиля или прицепа при помощи рукоятки управления," выведенной в кабину водителя, и может быть установлен в одно из четырех положений (ом. рис. 6 и табл. 1).

Перепускной клапан распределителя состоит из клапана 13, (рис. 11), имеющего направляющий хвостовик, цилиндрическую часть (поршень) с жиклерным отверстием диаметром 2,5 мм и запорную коническую часть, направляющей втулки 11, пружины 12, пробки, гнезда клапана 14, уплотнительных резиновых колец 10 и упора 9. Перепускной клапан и его направляющая это еще одна прецизионная пара распределителя.

Параллельно перепускному клапану включен предохранительный клапан, образующий совместно с ним предохранительное устройство распределителя, которое состоит из шарика 16, направляющей 15, пружины 17, регулировочного винта 18, прокладок 22 и предохранительного колпачка 21. При повышении давления шарик отходит от своего гнезда и перепускает жидкость в бак, предохраняя гидравлическую систему от перегрузок.

Верхняя крышка 23 распределителя крепится к корпусу болтами 8 с шайбами 7. В каждом из двух приливов крышки размещен рычаг 27 механизма ручного управления золотниками, резиновое уплотнительное кольцо 25 и чугунные кольца 24 и 26. Отверстия в приливах крышки закрыты фланцами и уплотнены резиновыми чехлами 31. Зазор между сферами рычага и крышки регулируется стальными прокладками.

Рукоятки механизма ручного управления надеваются на хвостовики рычагов 27 с шпонками 30 и закрепляются гайками 28 с пружинными шайбами 29. Сферические концы рычагов введены в зацепление с проушинами золотников распределителя.

Нижняя крышка 32 распределителя является приемником сливающейся жидкости и опорой для пружин золотника. Она надета на шпильки 19, ввернутые в корпус распределителя, и закреплена гайками 20. Между корпусом распределителя и крышками установлены паронитовые прокладки / и 6.

Работа распределителя. В положении II (нейтраль) рукоятки распределителя средний золотник (рис. 12, а) поясками перекрывает магистраль, по которой рабочая жидкость подается к подъемнику, а полости М и Н через сверления сообщаются со сливом. Благодаря жиклеряому отверстию в перепускном клапане давление в полости О больше, чем в полостях М и Н, перепускной клапан поднимается и сообщает полость Я с полостью Р, соединенной с баком. Полость подъемника заперта, и кузов автомобиля удерживается в заданном положении (в крайнем или промежуточном).

В положении I (подъем кузова) рукоятки распределителя (рис. 12, б) золотник своими поясками разобщает полость Н с

полостью слива, и жидкость, проходя через жиклерное отверстие в перепускном клапане, выравнивает давление в полостях Д и О, перепускной клапан опускается и разобщает полости О и Р, после чего открывает доступ жидкости из полости О в подъемник.

В положении IV (опускание кузова) рукоятки распределителя (рис. 12,б) подъемник соединен через распределитель с баком, и телескопические звенья подъемника под действием массы кузова вдвигаются в корпус подъемника.

В случае повышения давления в системе сверх допустимого жидкость из полости О по сверлениям поступает к шарику 16 (см. рис. 11) предохранительного клапана, отжимает его и по сверлению попадает в полость нижней крышки, а оттуда в бак. Одновременно с открытием предохранительного клапана открывается перепускной клапан, так как давление жидкости в полости Д меньше, чем в полости О, и основной поток жидкости из полости О устремится через седло перепускного клапана в полость Р и далее в бак. Таким образом, предохранительный клапан, имеющий небольшую пропускную способность, управляет работой перепускного клапана, заставляя его открываться, когда давление в гидравлической системе превышает допустимое значение.

Разборка и сборка. В условиях автотранспортных предприятий распределитель нельзя ремонтировать. Необходимость ремонта распределителя определяют непосредственно на автомобиле по четкости работы, величине давления срабатывания клапанных устройств и внутренних утечек рабочей жидкости. Для проверки и регулировки предохранительного устройства применяют дроссель-расходомер ДР-70, который подключается к проверяемому золотнику (сливная магистраль от дросселя-расходомера выводится в бак через горловину). Устанавливают среднюю частоту вращения вала двигателя (22002500 об/мин). Рукоятку золотника устанавливают в положение подъем кузова и задерживают ее в этом положении. После этого вращают накидную гайку приспособления против часовой стрелки и одновременно наблюдают за показанием манометра. По мере вращения гайки проходное сечение для потока масла постепенно уменьшается, а давление в системе увеличивается.

Остановка стрелки манометра означает, что сработало предохранительное устройство распределителя и показывает, при каком давлении это произошло. Величина давления должна быть 140 кгс/см2.

После проверки рукоятку золотника возвращают в исходное положение, а приспособление приводят в исходное состояние, вращая накидную гайку по часовой стрелке до упора.

Если величина давления при проверке отличается от 140 кг/см2, его следует отрегулировать. Для этого снимают колпачок 21 (см. рис. 11), предварительно сняв пломбу, если колпачок был опломбирован, и ослабляют контргайку регулировочного винта шарикового клапана. Вращая винт отверткой в нужную сторону, регулируют давление и вновь проверяют его величину, как указано выше.

После окончания регулировки застопорить регулировочный винт контргайкой и закрепить колпачком. Если гнездо шарикового клапана расклепано и регулировку выполнить не удастся, распределитель следует отправить в ремонт.

Величину внутренней утечки жидкости в распределителе проверяют тем же прибором ДР-70, который включают в гидравлическую систему подъемника так же, как и при проверке регулировки предохранительного устройства.

Рабочую жидкость нагревают до температуры 50±5°С и при средней частоте вращения вала двигателя (2200250 об/мин) устанавливают рукоятку прибора в положение открыто, а золотник распределителя в положение подъем кузова. Вращением рукоятки дросселя устанавливают давление по манометру 140 кгс/см2 и по шкале прибора проверяют подачу масла из распределителя. Если она отличается от подачи насоса более чем на 5 л/мин, распределитель требует ремонта.

Перед снятием распределителя с автомобиля-самосвала необходимо предварительно слить рабочую жидкость из гидравлической системы опрокидывающего устройства и отъединить трубопроводы. Для слива жидкости вывернуть пробки в днище бака и в днище подъемника. Отъединить трубопроводы высокого давления от распределителя. Для этого снять шланги высокого давления, отвернув накидные гайки у патрубка насоса и трубопроводов, идущих к подъемнику и к выводу для соединения с гидравлической системой прицепа, разъединив шланги с трубопроводами и патрубком насоса. После этого вывернуть шланги высокого давления из корпуса распределителя и из угловых муфт распределителя.

Затем отъединить от распределителя трубопровод низкого давления (сливной трубопровод), отвернув три болта крепления фланца трубопровода к распределителю. После этого необходимо снять обе рукоятки распределителя, предварительно отвернуть болты 28 (см. рис. 11).

Снять шайбы 29, рукоятки и шпонки 30. Затем на рычагах 27 в кабине водителя отвернуть два болта и две гайки со шпилек крепления распределителя, снять пружинные и простые шайбы и снять распределитель.

Полную разборку распределителя производят только в специализированных мастерских. Для частичной разборки распределителя расшплинтовывают и вынимают оси рычагов управления золотниками, извлекают пыльники, рычаги и уплотнительные кольца, снимают верхние и нижние крышки. Из расточек корпуса вынимают золотники в сборе, не обезличивая их. Разбирают перепускной клапан. Для этого снимают упор, из расточки корпуса распределителя извлекают направляющую втулку с пробкой и перепускной клапан. С пробки и направляющей втулки снимают резиновые уплотнительные кольца. Разбирают шариковый клапан предохранительного устройства.

Для этого снимают колпачок, ослабляют затяжку контргайки и вывертывают регулировочный винт. Извлекают пружину, направляющую клапана и шарик. Если необходимо, специальным ключом вывертывают гнездо. Снимают прокладки крышек и упора перепускного клапана. Оправкой выпрессовывают гнездо перепускного клапана.

Сборку распределителя следует производить в обратной последовательности. Все детали распределителя промывают дизельным топливом и смазывают тонким слоем дизельного масла. При сборке перепускного клапана необходимо следить, чтобы не было срезано резиновое уплотнительное кольцо.

Реклама